Точки отсчета

В преддверии нового тысячелетия хочется оглянуться назад и оценить, что хотели сделать до нас, что пытались делать мы, и что предстоит делать в будущем. И, конечно же, мысль проецируется на дом и город, в котором живешь, потому что каждому из нас хочется жить в цивилизованных условиях, не воспринимая как событие свет, воду и тепло, достойную работу, возможность дать образование детям, личную безопасность, здоровье. Все это хочется пожелать всем нам в наступающем новом тысячелетии, но не потом, а уже в ближайшее время. А чтобы все это было, нам как воздух нужны инвестиции, инвестиции и еще раз инвестиции…

А инвестиции – что вода, текут туда, где препятствий меньше. Еще в 1914 году во Владивостоке замышлялся проект учреждения вольной гавани для «беспошлинного склада и хранения всякого рода иностранных товаров, привозимых к Владивостокскому порту из местностей заграничных …» и для «склада русских товаров, вывезенных из пределов Империи с возвратом акциза или пошлины». (Архив ДВ. Фонд 252, дело 59, опись 1, л. 45).

В те годы, когда потенциальные возможности города значительно уступали его нынешнему состоянию, разрабатывалась идея придания ему статуса, позволяющего привлечь к этой части России инвестиционные ресурсы.

Наиболее значительным импульсом развития Владивостока последнего десятилетия уходящего столетия в привлечении к нему интереса отечественных и иностранных инвесторов стало открытие города в 1992 году. Это был первый сигнал для размещения свободных капиталов в этом регионе. Но, к сожалению, он оказался слишком слабым, а все последующие события, в которых решающее значение имели местные и частные интересы, стали порождением своего рода «инвестиционного болота», в котором могут утонуть даже самые проработанные проекты.

Потенциальные возможности территории не всегда обеспечивают ее благополучие. Уповая на выгодное экономико-географическое положение Владивостока, расчет строился на то, что деньги сюда потекут сами. Усилия, направленные на получение статуса свободной экономической зоны г. Находкой, тоже оказались недостаточными для создания точки экономического роста. Будь такой статус и у Владивостока, эффект был бы не намного больше. Причина, главным образом, – в отсутствии целевой установки у федерального центра, реализуемой посредством концентрации политической воли и мобилизации всех ресурсов на достижение поставленной цели.

При любых обстоятельствах следует иметь в виду, что Владивосток – это географически последняя европейская точка на азиатском континенте, через которую может осуществляться обмен капиталов и товаров Европы, Северной и Южной Америки с Азиатско-Тихоокеанским регионом. И чем дольше мы как Россия будем осознавать, что выгоды вложения в эту перспективную точку на пользу не только этому городу, тем больше «парадоксов» в виде возрастающей упущенной выгоды будет иметь наша богатая бедная страна.

1. В приморских торговых портах и в других местах морских побережий или морских устьях рек разрешается выделять особую часть береговой и водной площади, которая будет признаваться находящейся вне государственной таможенной черты и называться вольной гаванью. Таковые гавани должны быть отделены от окружающего сухопутного и водного района надлежаще охраняемым надежным ограждением.

2. Гавани могут быть устраеваемы на казенные, общественные или частные средства и состоять в ведении Министерства торговли и промышленности.

3. Устройство и деятельность вольной гавани регулируется особыми Положениями, издаваемыми в законодательном порядке для каждой гавани в отдельности.

4. В районе вольной гавани допускаются без участия и контроля таможенного надзора, кроме случаев особо оговоренных в Положении об данной гавани, следующие операции:

  1. прием и отпуск судов заграничного плавания;
  2. выгрузка и нагрузка судов заграничного плавания;
  3. хранение товаров в складочных помещениях и на открытом воздухе;
  4. производство ссудо-складочных и закладных операций под товары; хранящиеся на территории вольной гавани;
  5. производство операций по очистке, сортировке, переупаковке и всякого рода обработке товаров, кроме случаев изменения их натуры, определяемых особыми правилами, издаваемыми согласно ст. 8;
  6. промышленная переработка товаров, как заграничных, так и отечественных, с изменением их натуры и наименования, для тех категорий производства, которые в каждом отдельном случае получают разрешение Министерства торговли и промышленности;
  7. судостроение и ремонт судов допускаются безусловно во всех вольных гаванях;
  8. обратный вывоз за границу привозимых товаров, а равно и вывоз товаров отечественного происхождения или смешанных как подвергавшихся, так и не подвергавшихся обработке в районе вольной гавани.

5. Привоз в вольную гавань и вывоз из нее товаров на судах каботажного плавания допускается под надзором таможни на основании особых правил, изложенных в Положениях о вольных гаванях.

6. Для товаров, при вывозе которых за границу установлен возврат таможенной пошлины и акциза, право на обратное получение пошлины и акциза наступает при поступлении товара на территорию вольной гавани.

Порядок беспошлинного обратного ввоза в Россию товаров вывезенных в вольную гавань определяется особыми правилами, издаваемыми по соглашению с Министерствами Финансов и Торговли и промышленности.

7. Общественные и частные учреждения и лица, желающие устроить вольную гавань, входят о сем в ходатайство в Министерство торговли и промышленности с предоставлением проекта вольной гавани и проекта Положения о данной вольной гавани.

8. Министру торговли и промышленности предоставляется право издавать правила по предметам, касающимся применения настоящего Закона и Положений о вольных гаванях.

(Проект составлен Комиссией для обсуждения вопроса о вольных гаванях при Министерстве торговли и промышленности/совещание по мореплаванию и судостроению, май 1917 г.)



Добавить комментарий

Войти через соцсети