Налоговый контроль: изменения в законодательстве с 2017 года

В предыдущем номере были рассмотрены изменения в налоговом законодательстве, касающиеся возможности взыскания налоговой задолженности с лица, признанного судом иным образом зависимым с налогоплательщиком, за которым числится недоимка (п.п. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ). Данные изменения уже породили многочисленные судебные разбирательства по инициативе налоговых органов, исход которых, к сожалению, в большинстве случаев не в пользу налогоплательщиков. Однако это не единственные изменения в налоговом администрировании, на которые следует обратить внимание. Остановимся кратко на других изменениях, которые действуют с конца прошлого года и с начала текущего года.

1. Заплатить налоги и сборы за компанию теперь вправе и третьи лица (поправки в п. 1 ст. 45 НК РФ). Такое правило действует с 30 ноября 2016 года. Также с 1 января 2017 года третьи лица могут заплатить за компанию страховые взносы. В настоящее время в п. 1 ст. 45 НК РФ сказано, что уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом, но это лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы уплаченного налога за налогоплательщика.

2. С 1 января 2017 года процесс взыскания налогов с поручителей для налоговиков упростился (поправки в п. 3 ст. 74 НК РФ). Теперь инспекторы вправе взыскать неуплаченный налог с поручителей во внесудебном порядке. В 2016 году такое взыскание налоговый орган мог произвести только с привлечением судов.

3. С 1 октября 2017 года сумма пени за просрочку по налогу будет зависеть от периода просрочки (поправки в п. 4 ст. 75 НК РФ). Организация, которая опоздала с уплатой налога более чем на 30 дней, должна будет заплатить пени исходя из расчета 1/150 ставки рефинансирования. За период просрочки до 30 дней включительно пени рассчитываются исходя из старой ставки – 1/300 ставки рефинансирования. До 1 октября 2017 г. при расчете пени количество дней просрочки роли не играет.

4. С 1 января 2017 года компания, не подав пояснения в инспекцию, рискует получить штраф по ст. 129.1 НК РФ. Размер штрафа составляет 5 000 руб. Если в течение календарного года допускается повторное нарушение, то штраф увеличивается до 20000 руб.

Инспекторы вправе запросить у компании пояснение в трех случаях (п. 3 ст. 88 НК РФ):

  1. если компания заявляет в декларации убыток;
  2. если организация показывает в уточненной декларации налог к уменьшению;
  3. если инспекторы находят в декларации ошибки и противоречия.

5. Налоговики получили полный доступ к информации о движении денежных средств не только проверяемого налогоплательщика, но и всех его контрагентов. Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 №240-ФЗ инспекторы имеют право запрашивать в банках справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) иностранных организаций, реорганизованных или ликвидированных организаций, которые являются контрагентами тех лиц, в отношении которых проводится налоговая проверка либо у которых истребуются документы.

6. Со 2 июня 2016 года организации получили возможность направить жалобу в вышестоящий налоговый орган, в управление ФНС по региону, через интернет. Согласно Федеральному закону от 01.05.2016 №130-ФЗ организация вправе направить как простую, так и апелляционную жалобу. Формат и порядок ее представления утверждаются ФНС РФ.

7. Федеральный закон от 01.05.2016 №130-ФЗ дает право налогоплательщикам лично участвовать в рассмотрении апелляционной жалобы. Такое правило касается не всех решений по выездным налоговым проверкам и применяется в двух случаях: когда при рассмотрении апелляционной жалобы выявлены противоречия в сведениях, которые содержатся в материалах налоговиков, и если информация, представленная компанией, не соответствует тем данным, которые есть у налоговой инспекции.

8. Начали действовать более строгие правила для компаний, обязанных представлять налоговые декларации по телекоммуникационным каналам связи. Федеральный закон от 01.05.2016 №130-ФЗ устанавливает срок, в течение которого налогоплательщики обязаны организовать электронный документооборот с инспекцией, – не более 10 дней со дня возникновения обязанности по сдаче налоговой отчетности в электронном виде.

За эти 10 дней налогоплательщику надо успеть: заключить договор с оператором электронного документооборота; получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи; если за онлайн-взаимодействие налогоплательщика с налоговой инспекцией отвечает уполномоченный представитель организации, представить в инспекцию документ, подтверждающий полномочия этого представителя. Если за 10 дней налогоплательщик не успевает выполнить все требования, налоговики могут заблокировать его расчетный счет.

Продолжение следует


Статья подготовлена с использованием информационной системы «Консультант плюс»



Добавить комментарий

Войти через соцсети