Что такое претензия и когда она необходима

Главное назначение претензии заключается в том, чтобы сообщить вашему должнику о наличии у него задолженности. Во-первых, должник действительно может не придавать значения небольшой просрочке, но при получении претензии он поймет, что ваши намерения серьезны. А во-вторых, претензия – это часть так называемой процедуры досудебного урегулирования спора. С 1 июня прошлого 2016 года в Арбитражный кодекс РФ были внесены изменения, в результате которых такой процесс стал обязательным для споров, вытекающих из гражданских правоотношений (см. часть 5 статьи 4 АПК РФ). Поэтому, даже если очень хочется сразу подать в суд иск к запамятовавшему контрагенту – не спешите, поскольку судья проверит, был ли соблюден претензионный порядок, и если нет – то оставит ваше исковое заявление без рассмотрения.

Обращаем ваше внимание, что претензию необходимо направлять даже в том случае, если просрочка исполнения обязательства возникла до 1 июня 2016 года, а иск вы подаете позже этого срока.

Кроме того, закон устанавливает, что обратиться с иском в суд вы сможете только спустя 30 календарных дней после того, как вы отправили должнику претензию. Дата направления претензии обычно устанавливается по почтовой квитанции об отправке письма с уведомлением на юридический адрес контрагента.

Составление претензии

В претензии необходимо, во-первых, указать, от кого и кому она направляется (шапка письма), во-вторых – изложить сухие факты: на основании каких документов, сделок возник долг и в какой срок обязательство должно было быть исполнено. Обязательно укажите точный размер долга и то, каким образом вы его рассчитали. Если вы намереваетесь взыскать неустойку, то приложите расчет суммы неустойки и период ее начисления.

В конце претензии вы должны потребовать исполнить обязательство и указать, в какие сроки необходимо погасить долг, а также прописать все последствия, которые наступят, если этого не произойдет.

Как правило, в претензии указывается на то, что в случае неуплаты вы обратитесь в суд, а следовательно, будете взыскивать не только сумму долга, но и все судебные расходы, штрафы, пени, предусмотренные договором и законом. Претензия должна содержать подпись полномочного лица и печать организации.

Направление претензии

Направлять претензию желательно с описью вложения, чтобы суд убедился в том, что направлена именно претензия, а ваш контрагент не смог ссылаться на несоблюдение досудебного порядка. Не пренебрегайте и иными способами уведомить должника о вашем требовании: можно направить его с помощью факса, электронной почты, особенно в том случае, если должник не находится по своему юридическому адресу. Это будет свидетельствовать о том, что вы приняли все возможные способы урегулировать спор мирным способом. Вместе с тем суды, как правило, делают вывод, что даже в случае неполучения претензии должником, направленной на его юридический адрес, претензионный порядок считается соблюденным, и иск будет принят к производству.

Важно знать, что вы не вправе в договоре прописывать условие, что одна из сторон договора (или обе стороны) не обязаны соблюдать досудебный порядок урегулирования спора. Такое положение в договоре противоречит закону и будет считаться ничтожным. Но вы можете указать иной порядок урегулирования спора, например, указать, что претензия направляется на электронный адрес контрагента (указать, какой) и что срок для ответа на претензию равен, к примеру, 5 рабочим дням, после чего сторона договора вправе обратиться с иском в суд.

В каких случаях претензия не потребуется

Претензионный порядок будет обязательным для всех гражданских исков. Но по правилам части 5 статьи 4 АПК РФ такой порядок не требуется в делах:

  • об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
  • о присуждении компенсации за нарушением права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок; о несостоятельности (банкротстве);
  • по корпоративным спорам;
  • о защите прав и законных интересов группы лиц;
  • о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования;
  • об оспаривании решений третейских судов.

По делам из публичных правоотношений досудебный порядок нужно соблюдать, только если это прямо указано в законе. Это, например, оспаривание ненормативных актов налоговых органов, действий/бездействия их должностных лиц (см. п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ); взыскание налоговых санкций (штрафов, пеней) с физических и юридических лиц, если в законе не установлен внесудебный порядок для таких требований (абз. 2 п. 1 ст. 104 Налогового кодекса РФ).

Чтобы не терять время на изучение всех нюансов о форме и порядке досудебных процедур, лучше, конечно, обращаться к специалистам в области юриспруденции. Это не только сэкономит время, но и поможет наиболее эффективно решить гражданские споры с вашими партнерами.

Продолжение следует



Добавить комментарий

Войти через соцсети