Новые изменения в ОСАГО (6)

28 марта с.г. Государственная Дума приняла в третьем чтении законопроект о «натуральном» ОСАГО. При этом (в преддверии принятия документа) зампредседателя Банка России Владимир Чистюхин уже некоторым образом «обезопасил» Думу и правительство от возможных «последствий» принятия документа:

«У нас нет оценок доли «натурального» возмещения, даже примерно… только через год работы законопроекта можно будет сказать, как Страховщки реализуют «натуральную» форму ОСАГО…»,

Мне представляется, что это крайне странный ответ… Как же тогда принимался законопроект, если невозможно оценить его финансовую эффективность и целесообразность? Почему тогда так и не был проведен круглый стол между представителями Центробанка, страховщиками, станциями технического обслуживания (СТО), возможно, представителями Российского союза автотраховщиков (РСА) и страхователями? До сих пор никто не считал самостоятельно и не спрашивал СТО, как будут обстоять дела со: стоимостью ремонта, его полнотой (комплексностью), сроками ремонта, гарантиями качества, – как сегодня коррелируют Единая методика расчета убытка и фактические цены СТО?.. Все решили сами, без СТО, получается? Где же нашумевшие «андеррайтерские расчеты» страховщиков, их прогнозируемый «комплексный коэффициент убыточности», как будет учтен (или не учтен) в стоимости полиса «отказ от износа» (запрет на использование подержанных деталей при ремонте)? Получается как-то по-наполеоновски – «давайте ввяжемся в драку, а потом разберемся».

Далее снова цитируем В. Чистюхина…

«Нам нужно понять, как нормы «натурального возмещения» будут работать на практике, насколько будет хватать новых деталей, с точки зрения в т.ч. и срока, потому что новая деталь – это всегда заказ откуда-то».

Спору нет, практика – критерий истины и всего предусмотреть невозможно. Однако речь совсем о другом – были ли осуществлены хотя минимально разумные/возможные расчеты проекта? Где они? Их нет. Касательно того, насколько хватит новых деталей… Мы живем в автомобильной столице страны и практически все уже сталкивались с ситуацией ремонта ТС и заказом нужной детали. Во-первых, на своих складах СТО, как правило, сколь-либо дорогостоящих или редко применяемых деталей нет. Никто в период кризиса не желает «замораживать свои активы». Во-вторых, да, в ряде случаев можно найти такие детали в автомагазинах города. Но кто должен будет осуществлять этот поиск, кто будет оплачивать эти расходы? Кто гарант качества этой детали, ее «оригинальности». Продающий магазин? Не получится ли, что «у семи нянек дитя без глазу»? В-третьих, если необходимо заказать деталь (да, есть вариант найти ее по каталогам магазинов в РФ), но, скорее всего, (с точки зрения гарантий качества) ее закажут за рубежом. Кто внесет авансовый платеж на СТО, страховщик? В-четвертых, каков средний период доставки (ожидания) детали , например, из Японии? Никак не меньше 2, а то и 3 недель. Как же тогда быть со сроками ремонта? Они уже хронически не соответствуют декларируемым….

«…Второе – есть старые автомобили, на которые, возможно, детали уже не выпускаются. Если станет понятно, что это является препятствием к доступности оказания услуги, мы вместе с экспертами обсудим эту проблему и, возможно, предложим лучшее решение.»

Неужели у кого-то в правительстве есть сомнения на сей счет? Эта проблема очевидна. Во-первых, факт, что средний возраст эксплуатируемых ТС в России – 14 лет, общеизвестен. Таких возрастных ТС, конечно, практически нет в Японии, и их производство может быть связано исключительно с рынком таких стран, как РФ. Или эти детали все же могут быть использованы на более «свежих» моделях ТС. В любом случае напрашивается «предложение» от страховщика или СТО: «Ну что, будем искать (и найдем ли?) новую оригинальную деталь (кстати, она может и стоить, как пол-автомобиля, что очень неинтересно страховщику), по срокам от 3 недель и далее, или поставим вам «нормальную» деталь с авторазборки (с безусловно богатым ассортиментом деталей, снятых с угнанных ТС)?» Ответ очевиден – большинство автолюбителей не будут «мучиться» и дадут согласие (дополнительно замотивировав и без того сверхкриминальный авторынок). А если клиент будет очень капризный – придется возместить, видимо, в денежной форме по Единой методике и вернуть все на круги своя, пройдя все круги ада.

Вот такие реалии просматриваются на поверхности. Равно как и некий абсурд утверждений типа «всюду поставим новые запчасти».

Ну, и «Основные положения» законопроекта. Документ вводит обязательное возмещение вреда «в натуре» для легковых ТС, принадлежащих гражданам и зарегистрированным в РФ. При этом денежная компенсация для таких ТС сохраняется в случаях:

  • полной гибели автомобиля;
  • смерти потерпевшего;
  • причинения тяжкого и среднего вреда здоровью потерпевшего в результате ДТП, если он выберет возмещение деньгами;
  • если потерпевший является инвалидом и выберет возмещение деньгами;
  • если стоимость ремонта ТС превышает 400 тыс. руб. (при оформлении ДТП по европротоколу – 50 тыс. руб.) при условии, что потерпевший не согласен доплатить за ремонт;
  • если СТО, с которым у страховщика заключены договоры, не соответствует правилам ОСАГО.

Срок проведения ремонта не должен превышать 30 дней, максимальное расстояние от места ДТП или места жительства потерпевшего до СТО не может превышать 50 км, минимальный гарантийный срок по ремонту (за качество ответственен страховщик!) – 6 месяцев, на кузовные работы отводится год.

Продолжение следует



Добавить комментарий

Войти через соцсети