Парето можешь ты не быть!

«Нет в мире равенства! – подумал Вильфредо, откладывая перо в сторону. – Нет и никогда не было!» Из его труда со всей очевидностью вытекало, что 80% домохозяйств, то ли итальянских, то ли британских, то ли и тех, и других вместе взятых, в совокупности владели 20% национальных богатств, в то время как остальные 20% домохозяйств самым бессовестным образом владели, пользовались и распоряжались остальными 80% богатств.

Чем объяснить этот безобразный факт, который в дальнейшим получил название «принцип Парето», сам Вильфредо Парето не поведал, да и эти самые 80/20 он не вычислял, они ему были приписаны гораздо позднее. И вообще никакого подобного принципа он не предлагал и не формулировал, но не в этом дело. Само обстоятельство такого вопиющего неравенства, безусловно, заслуживает самого внимательного рассмотрения.

Вам приходилось, наверно, когда-либо стрелять по мишени? Из винтовки, из лука, из «воздушки» в тире? Ну, или, наконец, метать дротики при игре в дартс? Вы обратили внимание, что далеко не каждый выстрел попадает точно в «десятку»? У кого-то результаты кучнее, у кого-то по большей части в «молоко», но в целом результаты имеют очень схожую картину распределения.

Известно утверждение, что каждая приведенная в статье формула уменьшает количество читателей ровно наполовину, но, поскольку данное издание называется все-таки «Клуб директоров», с соответствующей аудиторией, а не «Клуб собаководов» или любителей хорового пения, можно, наверно, позволить себе упомянуть некоторые важные понятия, не рискуя при этом погрузить потенциальных читателей в беспросветное уныние и скуку.

Вот эта фигура, по форме напоминающая колокольчик, носит название распределения вероятностей Гаусса. И что же такого примечательного в этом распределении? Удивительно, но этот математический график имеет самое непосредственное отношение ко всей нашей жизни. Дело в том, что это распределение отражает настолько широко распространенную закономерность, что его стали называть нормальным распределением и даже – непоколебимым законом мироздания. Практически все происходящее в нашем мире укладывается в эту схему. Иными словами, распределение описывает норму жизни: то, что должно произойти, чаще всего и происходит. Ну прямо по Гегелю – «все действительное разумно и все разумное действительно».

Физические данные людей, их рост и вес, продолжительность жизни, возраст вступления в брак и появления первого ребенка, количество гемоглобина в крови, интеллектуальные способности (IQ), словарный запас и т.д. подчиняются строгой закономерности. Она проявляется в том, что чаще всего встречаются средние значения соответствующих показателей, и, чем больше отклонение от этой средней величины, тем реже встречаемость таких отклонений. Одинаковые отклонения от среднего в меньшую и в большую сторону встречаются одинаково реже, чем среднее значение.

Очень важная характеристика распределения – это так называемое среднее квадратичное отклонение, σ – сигма, характеризующая амплитуду разброса значений интересующей нас величины. Памятуя о ранее сказанном, обойдем вниманием таинственную формулу вычисления этой характеристики, отослав всех интересующихся к математическим справочникам или к Википедии в крайнем случае. А потаенный смысл этой сигмы в том, что 68,2% всех возможных вариантов значений интересующей нас величины укладываются в интервал ±1σ от его среднего значения (μ). В интервал ±2σ укладываются 95,4% всех значений. А в интервал ±3s (знаменитый трехсигмовый интервал) умещается практически все, т.е. 99,8%, ну, за исключением 0,2% «маргинальных» значений, лишь дополняющих в целом общую картину (см. рис.).

Так, например, если средний рост человека 175 см (мужчин, если быть точнее), то число индивидов с ростом в интервале от среднего до 181 см и от 169 см до среднего составляет по 34,1% от их общего числа, или в сумме 68,2%. Количество людей с ростом от 181 см до 187 см и от 163 см до 169 см будет составлять по 13,6%, а от 187 см до 193 см и от 157 см до 163 см – по 2,1%. Популяция полутораметровых карликов и двухметровых великанов составляет по одному (0,1%) на каждую тысячу населения, как ни крути.

Успех в бизнесе у нас принято ассоциировать с умственными способностями – «если такой умный, то почему не богатый?», и тут трудно что-то возразить. Нормальное распределение такой характеристики, как природная сообразительность (IQ) выглядит аналогичным образом. По обе стороны от человека средних способностей будем иметь по 34,1% «способных» и «не способных». Еще по 13,6% «одаренных» и «бездарных», далее по 2,1% «талантов» и «дебилов». Ну, и в завершении, как водится, по одному на каждую тысячу (0,1%) «гениев» и «идиотов». Красота и симметрия! Давно подмечено, что только 15% активного населения становятся предпринимателями.

В совокупности «одаренные», «талантливые» и «гениальные» составляют 15,8% от всего народонаселения – неважно, итальянского, британского, мексиканского или какого иного, а на остальные категории выпадает 84,2%. То есть широко известный «принцип Парето» – это частный случай «непоколебимого закона мироздания». Ну, не совсем 20/80, можно, конечно, и подкорректировать принцип, но кто их четко разграничил, этих «способных», «одаренных» и т.п.? Главное ведь принцип, а не точная цифра.

Так что же получается, если такая вот точность «стрельбы» в окружающем нас мире считается нормальной, то выходит, Создатель тоже, прямо скажем, не «ворошиловский стрелок»?!

Но давайте представим, что было бы, если бы каждый «выстрел» ложился точно в цель, не отличаясь от предыдущего результата ни на микрон. Все мы были бы, разумеется, одного роста и веса, одних способностей, одной внешности… да и одного пола, конечно. Нет искусства, я «намалюю» картину так же, как любой другой вокруг, спою, ну ровно как Шаляпин, и никакого это не поразит, все вокруг могут так же, а зачем тогда петь?! Спутница жизни «сбацает» «маленьких лебедей» не хуже примы Большого театра. Впрочем, если все равны, то нет никакой примы. И театра нет, ни большого, ни маленького. Да и жене откуда взяться, если нет никакой половой разницы? Нет уродства, нет красоты. Нет любви, есть только соперничество толпы «клонов» за средства существования… Нет, все-таки Создатель мудр и дальновиден, не чета нам. В этом неравенстве сокрыто нечто жизненно важное для человечества, что отличает его от бесполых дождевых червей и простейших, размножающихся делением.

Все мы разные, но означает ли это, что изначально известны лучшие и худшие, «победители» и «проигравшие»? Может, так оно и было бы, если бы все мерялось по одной шкале, по одной линейке, но природа смешала все карты, ответив такой непостижимой многомерностью и разнообразием, что поди-ка разберись, где это единое мерило.

Очень похоже, что секрет социальной эффективности не столько в качестве «человеческого материала», Бог в равной мере сеет разные семена, а в большей мере в возможности найти себя, найти то занятие, к которому ты предрасположен в большей степени, в котором ты одарен или даже гениален. Пусть один непревзойден в спорте, как Усейн Болт, другой в музыке, как Моцарт, третий в науке, как Эйнштейн – каждый вносит свой вклад в копилку общих достижений, а в результате в выигрыше все, все общество. И то общество выигрывает в большей степени, которое предоставляет больше возможности для самореализации отдельных индивидов, в котором климат для прорастания посеянных семян благоприятнее.

Альтернатива – мерить всех по одной линейке. Вот тут все предельно ясно и легко укладывается в любой человеческой голове. Вот старшие и младшие, начальники и подчиненные, вышестоящие и нижесидящие… Равняйсь, смирно! И застыли в строю роты, батальоны, полки. Все равны, как на подбор…

РАВЕНСТВО. Мы уже жили в том обществе, которое проповедовало этот принцип как основополагающий. И какие неотъемлемые атрибуты этого общества мы ощутили на себе? Это бесполое обращение «товарищ», безликая школьная униформа, да, пока еще школьная, но по нашим ближайшим соседям, что по Китаю шестидесятых годов прошлого столетия, что по современной Северной Корее, мы видели и видим, что и внешняя наша неодинаковость стиралась. Стремление к равенству в потреблении лишало смысла свободную торговлю, заменяя ее обычным распределением, с талонами и карточками вместо денег, отметая прочь особенности индивидуальных потребностей.

У любой медали есть две стороны. Стирание различий уничтожало основу такого нехорошего явления, как зависть. Уровень ощущения счастья, простого, бытового, был не такой уж и низкий. Отсутствие соперничества и конкуренции способствовало коммунизации жизни – «День рождения справляли и навеки провожали всем двором…». Неудивительно: желание вернуться в этот «городок» я знаю не понаслышке, не с чужих слов.

Так все-таки социальное неравенство, историческую неизбывность которого обнаружил Парето, или социальное равенство, которое будоражит умы еще со времен социалистов-утопистов? С одной стороны, супротив законов природы, вроде, не попрешь? Было, есть и будет. Но общество на то и общество, чтобы иметь возможность осознанно влиять на свое будущие. Конечно, электоральные перспективы лозунга «отнять и поделить» во имя равенства значительно выше, чем «сложить и умножить» во имя эффективности.

Вернемся к нашему «колокольчику» и, придав ему больше жизни, представим его в виде этакого массивного динозавра с маленькой головой на длинной шее и со столь же длинным хвостом (для равновесия). Голова с шеей – это 14-16% всего тела, а безголовая туша с длинным хвостом – это остальные его 84-86%. В наши дни часто в разных социологических замерах упоминают эту цифру в 86% как основу и залог стабильности. Но все дело в том, что необходимость движения и его направление определяет не туловище с 86%, а остальные 14%, т.е. голова. И это ее главное предназначение, а не только, чтобы «в нее есть». Не стоит обольщаться этой 86-процентной стабильностью, уже завтра эта 86-процентная «тушка» веселым галопом может помчаться в ту сторону, к которой сегодня она откровенно обращена задом. Голове всего лишь надо время, чтобы оценить обстановку и собраться с мыслями.

Не так давно (по историческим меркам) практически 100% населения считало, что земля плоская, тем не менее эта 100-процентная уверенность не уберегла от надвигающейся земной «округлости». Не меньшая доля народа свято верила потом, что круглая земля – это центр мироздания и все созерцаемое нами на небе вращается вокруг нее, ну, то есть вокруг нас. Отдельные еретики из разряда «гениев» (или «идиотов», кто их там разберет) поджаривались на кострах, а отступнические мысли выжигались из голов примкнувшим к ним «талантам» (или «дебилам») каленым железом…

При всем неоднозначном отношении ко всеобщему избирательному праву оно дает право выбора между различным. Стремление к равенству подтормаживает рост эффективности. Никто, наверно, не будет с этим спорить. В конце концов, разность потенциалов порождает движение. Но – что имеем, то не ценим. Имея динамично меняющееся общество, с «разностью потенциалов», со всеми своими чемпионами – гуглами, эпплами, амазонами, – мы скучаем по равенству, желаем его всей душой и… избираем Трампа. Позже, «наевшись» всей душой удушающего безразличия, мы тоскуем о «ветре перемен», мы жаждем изменений, ищем новых возможностей для реализации своего потенциала.

Вот так мы и колеблемся, так бьется сердце развивающегося общества, и беда, если это сердце остановится.

Равенство и неравенство, единообразие и разнообразие. «Кембрийский взрыв», зародившийся пятьсот миллионов лет назад в симбиозах различных живых форм, давший начало затем всему разнообразию живого и ставший в итоге благодатнейшим периодом в развитии жизни на Земле, целиком основан на принципе неодинаковости, разнообразия и свободы совместного существования. Как разнообразные комбинации всего семи нот вызывают к жизни бесподобные музыкальные произведения, как семь основных цветов ложатся в основу шедевров живописи.

«Другие», непохожие, «инакомыслящие» – это часть замысла Божьего, имеющие ничуть не меньшее право на жизнь. Как трудно внутренне спокойно принять то, что не укладывается в рамки собственных обыденных представлений о правильном и неправильном, о хорошем и плохом, о добре и зле. Спокойно принять… Может быть, об этом нам старались поведать Лев Толстой, Махатма Ганди в своем принципе «непротивления злу насилием»? Не громить и крушить вокруг все то, что не похоже на меня, что представляется мне неверным, не уподобляться гогочущей толпе вокруг костра Джордано Бруно.

Не уверен, что именно эти мысли пронеслись в голове Вильфредо Парето, обнаружившего вопиющее неравенство вокруг себя. Но давайте прислушаемся к своему внутреннему голосу: мы готовы впредь слышать одну и только одну ноту, рисовать одной краской, навсегда отказаться от гаммы цветов, разнообразия вкусов и запахов, от смены погоды и времен года, никогда больше не удивляться новому и неожиданному?.. Или пусть оно будет, это разнообразие, независимо от того, нравится ли оно нам лично или нет? Готовы ли мы терпеть рядом с собой тех, кто живет иначе, думает иначе, молится другим святым, а не волочь их сразу на костер инквизиции, навесив ярлык на шею? Нет, история, конечно, все расставит по своим местам в конце концов.

А может быть, с нашей-то разумностью дело и не дойдет до конца? Может быть, именно сейчас, в наше неспокойное, «турбулентное» время, в год красного Петуха и столетия 1917 года, об этом стоит задуматься?



Добавить комментарий

Войти через соцсети