Все о кадастровой стоимости (6)

Начало в №05 (198), май 2016

С 1 января 2017 года вступил в силу ФЗ «О государственной кадастровой оценке» от 3.07.2016 года (далее ФЗ-237). Он будет регулировать отношения, возникшие при проведении государственной кадастровой оценки на территории РФ.

Согласно ст. 24 ФЗ-237 к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения ФЗ-237 – с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года. В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с ФЗ-237 или в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (далее ФЗ-135) с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами.

Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу ФЗ-237, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с ФЗ-135.

В Приморском крае утверждена кадастровая стоимость следующих объектов и категорий земель:

  • объектов капитального строительства (Постановление Администрации ПК №413 от 12.12.2012 г.);
  • земель населенных пунктов (Пост. Департамента Земельных и имущественных отношений ПК №5-п от 14.12.2015 г.);
  • земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков в составе садоводческих, огороднических и дачных объединений (Пост. Департамента №4-п от 07.12.2015 г.);
  • земель водного фонда (Пост. Департамента №2-п от 05.07.2016 г.);
  • земель промышленности, энергетики, транспорта (Пост. Департамента №4-п от 13.10.2016 г.).

Т.е. на сегодняшний день положения ФЗ-237 в части оспаривания результатов кадастровой оценки не действуют, т.к. кадастровая оценка в Приморском крае была проведена до вступления в силу данного закона. А это значит, что процедура оспаривания пока осталась прежней («КД», №5/198, №6/199 за 2016 г.).

Напомним, что, согласно ст. 24.18 ФЗ-135, оспорить кадастровую стоимость вправе компании и физлица, если ее результаты затрагивают их права и обязанности. Органы госвласти и местного самоуправления вправе обратиться с заявлением об оспаривании в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Однако с середины 2016 г.у органов местного самоуправления появилась возможность вмешаться в процесс оспаривания кадастровой стоимости «чужих» земельных участков. Постановлением КС от 5.07.2016 г. №15-П положения ст. 24.18 Закона ФЗ-135 признаны не соответствующими Конституции в той мере, в какой они препятствуют органам местного самоуправления оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории, в случаях, когда по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования.

Позиция представителей КС состоит в следующем. Ст. 24.18 призвана сбалансировать интересы публичных властей и налогоплательщиков. Если бы муниципальное образование имело возможность оспаривать любое решение по определению кадастровой стоимости в размере рыночной, это соотношение было бы нарушено. В качестве общего правила, гарантирующего интересы граждан и юридических лиц, ст. 24.18 не противоречит Конституции.

В то же время значительное снижение кадастровой стоимости земельного участка (особенно если он крупный и используется для предпринимательской деятельности) может существенно повлиять на размер налоговых доходов местного бюджета. Соответствующее решение комиссии, принятое по инициативе налогоплательщика, затрагивает права и законные интересы муниципальных образований. Спорная норма (ст. 24.18 ФЗ-135), однако, не обеспечивает муниципалитету возможности полноценно обосновать свою позицию перед комиссией и не позволяет оспорить ее выводы в судебном порядке. В связи с этим федеральному законодателю поручено провести работу над ошибками и внести изменение в законы.

В настоящий момент сложно предугадать, как именно законодатель разрешит проблемы. Связано это с тем, что в самом Постановлении КС содержится ряд оценочных положений. Так, неясно, что понимать под значительным снижением кадастровой стоимости, какой земельный участок является крупным и т.д. и т.п. Однако собственникам и арендаторам земельных участков необходимо понимать, что история с оспариванием кадастровой стоимости участка может значительно затянуться.

В конце хочу заострить внимание собственников земельных участков на том, что результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения Приморского края в части начисления земельного налога применяются с 2017 г. И, если вы не согласны с этими результатами, самое время начать процесс оспаривания.

Внимание собственников ОКС! 22.12.2016 г. вышло Распоряжение Департамента земельных и имущественных отношений ПК №451-ри «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год». Список значительно расширился: в него включен 2761 объект недвижимости торгового и офисного назначения.

Продолжение следует



Добавить комментарий

Войти через соцсети