Господам установщикам подшипников посвящается

В сентябре этого года я посетил Шанхайскую подшипниковую выставку и упаковочно-инспекционный центр. Конечно, это была далеко не первая поездка такого рода. За годы своей профессиональной деятельности мне пришлось довольно часто бывать на заводах по их производству и досконально изучить всю технологию изготовления и систем контроля (даже на заводах без высоких имен). Мой 11-летний опыт позволил сделать простой (но не очевидный с первого взгляда!) вывод в области отношений продавцов и установщиков подшипников: это или сервисмены автомобилей, или слесари на производстве.

Начну со своей статистики. После продажи более 2 млн подшипников реально бракованный был только один (!). Не знаю, каким образом, но сборочная машина пропустила «впрыснуть» смазку с одной стороны подшипникового узла (HUB). Хотя машина пропускает подшипник на следующую операцию только после взвешивания, если заданной смазки недостаточно, робот останавливается. Все остальное – это бла, бла… Особенно в рассуждении о твердости. Достижение требуемой твердости в технологическом процесс слишком примитивная операция, чтобы даже «деревенский» производитель не соблюдал данный стандарт. Приборы, измеряющие точность, имеют цену деления 1:50 000 микрон, (волос человека в среднем имеет 0,7 микрона). Вы понимаете, о каких величинах идет речь?

На практике это выглядит следующим образом. Дискуссия продавца и ремонтника выглядит следующим образом. Продавец продал – как правило, не интересуясь, куда подшипник, зачем подшипник. Чаще всего подобрал по размеру и посчитал, что на этом его функция закончилась. С продавцом все понятно.

А что скажет ремонтник? Ведь именно он в случае предъявления претензий является конечным звеном перед потребителем в этой длинной цепи. Когда все хорошо и звезды сошлись, подшипник тот (установлен правильно и на то место), об этом даже через 5 минут никто не вспомнит. Но прошло 1-5 дней, и все завизжало, заскрипело. Потребитель, понятно, обратился к ремонтнику, и тот авторитетно заявляет, что подшипники он устанавливает 10, 15, 25 лет и жалоб нет. Следующая его реплика, что подшипник китайский и он сейчас пойдет «намылит голову» коммерсу (продавцу). Умный слесарь свою ошибку признает, тихо исправит, а вот неумный или – чаще – не понимающий, о чем идет речь, идет к «продавану» качать права.

Приходит такой ремонтник, и вот все, что он заявляет: подшипник оказался из «сыромятины» и он сильно китайский. Это все аргументы. На поставленные вопросы он не отвечает. Подшипник, который вы купили, предназначен для этого механизма или нет? Геометрический размер – еще не показатель. Чаше всего обычный подшипник умудряются поставить в генератор, понятно, из-за разницы в цене. Обычный стоит 200 руб., а такой же, внешне похожий генераторный, стоит 800 руб. И невдомек слесарю, что в генераторном внутри больше шариков, он более высокоточный и смазка в нем дороже самого подшипника.

Понятно, что русские читать не любят, поэтому передать все, что написано в документации или на «родном» подшипнике, не удосуживаются и не придают значение какой-нибудь букве, а буква та – самая главная. Часто на механизмы с повышенной температурой эксплуатации устанавливают стандартные подшипники, а там подшипник имеет букву «С3», а то и «С4» (увеличенный зазор). Дальше все понятно из школьной программы: при нагревании металлы расширяются, и получаем итог – вклинивание с привариванием шариков к обоймам.

Это я вам описал цветочки, а ягодки впереди. Причина 90% всех возвратов – это грязь на производстве. Как много вы видели сервисов, следящих за чистотой в боксе? А за чистотой рабочего места при монтаже подшипника? Как много вы видели у ремонтника специальную магнитную пластину для определения подшипника (он АBS или нет)? Про микрометр я промолчу.

Для монтажа подшипника нужно создать атмосферу технической «хирургии», чистота, близкая к стерильной, должна присутствовать на рабочем месте. На вопрос: «Что такое сыромятина», – ремонтник закатывает глаза и многозначительно заявляет: «Я сказал, что он мягкий, и все». Единицы твердости для них неизвестны. Так вот, одна песчинка имеет твердость 72 единицы HRC, а вот шарик – только максимум 62-65HRC, обоймы – 58-62 HRC.

Попробую описать, как происходит разрушение детали, если попала только одна песчинка. Представьте, что вы на своем автомобиле на большой скорости наезжаете колесом на кирпич. Колесо бьет по кирпичу, и наносится одновременно вред и колесу, и дороге, и кирпичу. Далее кирпич разбивается на 2-3 части, на дороге в этом месте образуется тоже выбоина, с колесом – как повезет. Следующий автомобиль снова налетает на эти части, снова их дробит, и так, пока кирпич не разотрут в пыль. Такие же процессы происходят и в подшипнике, если там грязь. Шарик наскакивает на песчинку на высокой скорости, и на беговой дорожке, как правило, выбивает осколок металла глубиной и диаметром от 1 до 3 мм. Шарик тоже получает скол. Далее эти сколы каленого металла и расколотая песчинка, смешиваясь со смазкой, снова попадают уже во множественном числе под другие шарики. Они тоже начинают взаимно колоться, и на беговой дорожке образуется такой «кометный след», как будто кто-то наждаком провел.

При этом присутствует одна закономерность: это когда по технологии установки подшипник приходится разбирать на две части или они изготовлены в открытом исполнении…



Добавить комментарий

Войти через соцсети