Что делать организации, применяющей УСНО, при заключении госконтракта с НДС

На сегодняшний день огромное количество предпринимателей разных организационно-правовых форм участвуют в конкурсах, аукционах и т.д. с целью заключения контракта для обеспечения государственных и/или муниципальных нужд.

По-другому такие сделки называют госконтрактами. По которым одна из сторон является государственным заказчиком (покупателем), другая – соответственно, поставщиком, т.е. коммерческой организацией, выполняющей предписания контракта. Такие контракты, согласно требованиям Федерального Закона №44-ФЗ, заключаются с победителем осуществляемой закупки, будь то аукцион, конкурс или иная форма, предписанная №44-ФЗ.

Одним из весомых факторов определения победителя является цена, за которую организация обязуется осуществить работы или поставить товары для госзаказчика.

При таких обстоятельствах любая коммерческая организация, чтобы стать победителем, должна предложить наиболее низкую цену. При этом смыслом предпринимательской деятельности остается получение прибыли. Поэтому организация должна изыскивать конкурентные преимущества для участия в госзакупках.

Любая коммерческая организация работает либо на общем режиме налогообложения (ОСНО), либо на специальном. Одним из специальных налоговых режимов выступает упрощенная система налогообложения (УСНО). В соответствии с общими предписаниями налогового законодательства организация, применяющая УСНО, не является плательщиком НДС.

Зачастую госконтракты содержат условия, согласно которым цена контракта включает в себя НДС. Исходя из этого логично поставить следующие вопросы.

  • Имеет ли право госзаказчик удерживать сумму НДС при оплате работы (поставки товаров) поставщику, применяющему УСНО?
  • При каких обстоятельствах у поставщика, применяющего УСНО, возникает обязанность по уплате НДС, включенного в цену контракта?
  • Каким образом отражается сумма НДС, уплаченная по контракту поставщику?

Дадим краткие ответы на эти вопросы.

  1. В судебной практике существует два подхода, но в целом позиция судов, а также контролирующих органов сводится к тому, что госзаказчик не вправе удерживать из цены контракта сумму НДС, так как поставщик применяет УСНО и, таким образом, не является плательщиком НДС.
  2. Обязанность по уплате НДС возникает у поставщика лишь в случае выставления счета-фактуры, в том числе отражающего сумму НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ).
  3. Согласно разъяснениям контролирующих органов, в том числе Министерства финансов РФ и Федеральной антимонопольной службы, сумма НДС является прибылью поставщика.

Такой подход в первую очередь обусловлен тем, что контракт по результатам определения поставщика должен быть заключен на условиях, предусмотренных в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, заявке участника, с которым заключается контракт. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения. Изменение этой цены не допускается. Таким образом, заказчик обязан заключить контракт по цене, предложенной победителем, независимо от используемой им системы налогообложения.

Существует и иной подход, встречающийся в судебной практике. Так, например, в одном из решений суд сослался, принимая позицию госзаказчика, на то, что контрактом определен порядок расчетов между сторонами – за фактически выполненные работы на основании актов сдачи-приемки работ. Оплата работ в размере, указанном в акте, заказчиком произведена. С учетом того, что подрядчик применяет УСНО, стоимость работ правомерно не увеличена на сумму НДС. Ссылка подрядчика на то, что разница между ценой контракта и сметной стоимостью работ считается экономией, необоснованна, поскольку НДС не является материальным ресурсом, затрачиваемым при проведении работ.

В другом случае суд указал, что оплата товара без учета НДС в данном случае не изменяет цену контракта. Применение УСНО предусматривает, что организация освобождается от обязанности уплачивать НДС.

При реализации товаров по контракту поставщик не платил НДС. В связи с этим, если госзаказчик возместит данную сумму, на стороне поставщика возникнет неосновательное обогащение.

Довод поставщика о том, что указание в контракте цены с НДС является опечаткой, отклонен. Он был осведомлен о порядке формирования цены при заключении контракта и за разъяснением конкурсной документации не обращался.

Но в данном случае стоит обратить особое внимание на то, что поставщиком неверно была выбрана мотивировка требований в силу того, что наличие суммы НДС в контракте являлось опечаткой.

Как мы видим, организация, применяющая УСНО, может получить дополнительное конкурентное преимущество перед организациями, находящимися на общем режиме налогообложения. Такое конкурентное преимущество может составлять до 18% от цены контракта, что является более чем существенным.

Однако необходимо, чтобы ваши документы по сделке были безупречны и вы могли бы получить дополнительно до 18% от цены контракта в виде прибыли. Для этого мы рекомендуем обращаться к профессиональным юристам.



Добавить комментарий

Войти через соцсети