Новые изменения в ОСАГО
На прошлой неделе Минфин направил в ЦБ РФ изменения в ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
С чем же связана данная инициатива? Собственно о содержании данных новаций с анализом и комментариями мы, полагаю, поговорим чуть позже. Вначале хотелось бы понять мотивы такого рода действий Минфина.
На мой взгляд, в настоящее время сложившаяся модель регулирования ОСАГО и деятельности страховщиков по данному виду страхования показала свою невысокую эффективность. Это выражается в целом ряде негативных тенденций.
- Стоимость запасных частей, а также работ по восстановлению транспортного средства (ТС) растет опережающими темпами по сравнению с увеличением среднего размера страховых выплат. В итоге страхового возмещения не хватает на компенсацию ущерба, что ведет к росту недовольства потребителей услуг. При этом размер страхового возмещения, по оценке страховщиков, существенно отличается от размера ущерба, определяемого экспертами-техниками по заказу потерпевших (что отчасти связано с несовершенством методологии проведения независимой технической экспертизы ТС и т.п.).
- Существующие механизмы выплаты страхового возмещения в натуральной форме (направленные вроде бы на более полное и эффективное решение проблемы восстановления ТС после события), к сожалению, остаются неэффективными. Страховщики не могут предоставить широкую сеть договорных СТО, способных обеспечить качественный ремонт. Страхователей, безусловно, отпугивает возникающая при этом обязанность доплатить на СТО разницу в стоимости заменяемых деталей, узлов и агрегатов и их новых аналогов (на величину амортизации). Кроме этого, до конца не решен вопрос ответственности СТО и/или страховщика за качество произведенного ремонта. Нет механизмов аккредитации СТО, не решен вопрос ремонта гарантийных ТС исключительно у дилера и т.п.
- Возникающие споры потерпевших со страховщиками относительно размера страхового возмещения все чаще решаются в судебном порядке. В результате растет доля выплат по решению суда, не относящихся непосредственно к страховым выплатам по договорам страхования, в частности: компенсация морального вреда, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, неустойка за несоблюдение сроков осуществления страховой выплаты (или иная финансовая санкция за несоблюдение страховщиком срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховой выплате), оплата услуг экспертов, прочие судебные издержки. В результате сформировались условия для осуществления профессиональной деятельности по взысканию со страховщиков в судебном порядке страховых выплат сверх размеров осуществленных ими страховых возмещений в неоспоримом порядке. При этом сопутствующее ухудшение финансовых результатов страховщиков ОСАГО негативно сказывается на доступности в отдельных регионах услуг по заключению договоров обязательного страхования.
- Практически отсутствуют эффективные правовые механизмы борьбы с мошенниками и автоюристами, бизнес которых процветает на фоне всеобщего хаоса и негатива. При этом нельзя не отметить, что, кроме именно мошенников и автоюристов, все иные стороны процесса испытывают недовольством законом ОСАГО: страхователи, страховщики, котролирующие органы ЦБ РФ, правительство РФ. При этом возникает справедливый вопрос: неужели закон был издан ради этого?
- В терминологии ОСАГО появилось понятие – «токсичные регионы» – это субъекты РФ, где, по мнению страховщиков, продажи полисов ОСАГО убыточны и, в этой связи, в данных регионах, по сути, осуществляется «саботаж и/или бойкот» в работе страховщиков. Это значит, что купить полис ОСАГО практически невозможно. Даже в механизме «навязывания дополнительных страховых услуг», с введением в процесс «Единого страхового агента» и т.п.
- Все заинтересованные стороны закона ОСАГО до сих пор по существу не могут договориться и найти разумный компромисс. Эскалация напряженности продолжается, и заложником всего этого остаются и страхователи и страховщики.
Продолжение cледует