Все о кадастровой стоимости (5)

Начало в №05 (198), май 2016

Принятый 3 июля 2016 года Федеральный закон №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон) вступает в силу с 1 января 2017 года.

Указанный Закон изменяет существующий подход к проведению государственной кадастровой оценки посредством введения института государственных кадастровых оценщиков. Полномочиями по определению кадастровой стоимости будут наделены государственные бюджетные учреждения, которые будут создаваться субъектами РФ. Полномочия по проведению экспертизы проекта отчета об определении кадастровой стоимости, подготовленного работниками бюджетных учреждений, предоставляются органу регистрации прав.

Закон вводит положения об осуществлении органом регистрации прав государственного надзора за деятельностью по определению кадастровой стоимости. Надзор осуществляется, в том числе, за соблюдением периодичности проведения государственной кадастровой оценки. Убытки, причиненные в результате нарушений, допущенных бюджетным учреждением при определении кадастровой стоимости, возмещаются в полном объеме за счет бюджетного учреждения.

Закон предполагает проведение очередной и внеочередной кадастровых оценок.

По сравнению с действующими правилами сроки проведения очередной кадастровой оценки не меняются (не чаще 1 раза в 3 года (в городах федерального значения – не чаще 1 раза в 2 года) и не реже 1 раза в 5 лет). Внеочередная кадастровая оценка зависит от ежеквартального индекса рынка недвижимости, определяемого органом нормативного правового регулирования для каждого субъекта РФ. Если он понижается на 30 и более процентов, то проводится внеочередная оценка. В этом случае определение кадастровой стоимости проводится в течение трех месяцев после опубликования индекса.

Внеочередная государственная кадастровая оценка будет проводиться также в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости по основанию установления рыночной стоимости в отношении тридцати и более процентов объектов недвижимости, которые расположены на территории субъекта РФ.

Кадастровая стоимость по итогам внеочередной оценки может корректироваться только в сторону понижения. Это безусловный плюс для собственников объектов недвижимости.

Общий порядок проведения государственной кадастровой оценки будет следующим:

  1. Бюджетное учреждение формирует проект отчета. В течение 50 дней с момента опубликования проекта отчета к нему принимаются замечания от любых заинтересованных лиц.
  2. Замечания могут касаться только методологических или технических ошибок, допущенных бюджетным учреждением.
  3. Бюджетное учреждение обрабатывает поступающие замечания и размещает в интернете информацию об их принятии или отклонении. По итогам обработки замечаний подготовленный отчет об определении кадастровой стоимости направляется в орган регистрации прав, который проверяет отчет на соответствие требованиям к составлению отчета. Требования к отчету должны быть утверждены Минэкономразвития РФ.
  4. Если замечаний нет, то отчет направляется в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ для утверждения.

Согласно концепции Закона кадастровая оценка должна осуществляться на основании единой методики, которая будет разработана Минэкономразвития России.

Закон изменяет существующие подходы к оспариванию кадастровой стоимости.

Оспаривание кадастровой стоимости объекта недвижимости при установлении его рыночной стоимости осуществляется в комиссии, которая может создаваться в субъекте РФ и должна включать представителей предпринимательского сообщества или в суде. Таким образом, отменяется существующее правило об обязательном досудебном оспаривании кадастровой стоимости в комиссии для юридических лиц. Исключается правило о необходимости проведения экспертизы отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

В целом законодателем предпринята попытка упорядочить процедуру кадастровой оценки, установить государственный надзор за ее проведением, соблюдением периодичности кадастровой оценки. Конечно, на бюджеты субъектов РФ будет возложена дополнительная нагрузка по созданию бюджетных учреждений и набору сотрудников.

В Законе появляется принцип экономической обоснованности проведения государственной кадастровой оценки. Согласно этому принципу при определении кадастровой стоимости должны будут учитываться рыночные характеристики объектов недвижимости.

Оценка кадастровой стоимости будет более прозрачной. Достижению этой цели будет служить единая методика оценки.

Плюсом для заинтересованных лиц является возможность подавать замечания к опубликованному проекту отчета. По заявлению заинтересованных лиц и после утверждения отчета возможно исправление невыявленных ошибок, что будет являться основанием для пересмотра кадастровой стоимости объекта.

Среди недостатков нового закона можно выделить отсутствие возможности проверки определения кадастровой стоимости по существу до ее утверждения.

Положения закона предложено ввести в действие с 1 января 2017 года. При этом с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года предлагается установить переходный период.

Подводя итог, можно сказать, что эффективность реформы системы государственной кадастровой оценки и ее влияние на имущественные интересы граждан покажет складывающаяся правоприменительная практика.



Добавить комментарий

Войти через соцсети