Товарный знак. Средство индивидуализации и защиты бизнеса

В настоящее время на рынке услуг набирает популярность регистрация товарного знака как средства индивидуализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производимых им товаров, работ или услуг. При этом владелец имеет не только исключительное право на товарный знак, позволяющее ему использовать его в свободном обороте, но и право его защиты от незаконного использования третьими лицами.

Так, в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации, в любом цвете или цветовом сочетании.

Использование товарного знака имеет достаточно широкое применение, в том числе через его размещение на товарах, этикетках, упаковках, документации, в ходе выполнения работ, оказания услуг и в сети Интернет. При этом никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении аналогичных товаров.

Товары, этикетки, упаковки, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными, подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя с компенсацией владельцу знака причиненных ему убытков.

Таким образом, регистрация товарного знака направлена в первую очередь на защиту бизнеса производителя товаров, работ или услуг и служит охране его интересов.

Однако по ряду причин, таких как отдаленность регистрирующего органа (г. Москва), длительность, платность процедуры и т.д., многие производители не придают особого значения важности регистрации товарного знака и не осознают всех возможных негативных последствий отсутствия зарегистрированного исключительного права на товарный знак.

Приведем пример таких последствий для производителя товаров.

Некая компания «А» на протяжении длительного времени производит и реализует косметическую продукцию, которая уже пользуется спросом среди потребителей, при этом узнаваемость данной продукции на рынке обеспечена оригинальной упаковкой и названием, позволяющими индивидуализировать товар, обратить на него внимание и выделить из ряда других похожих средств, расположенных на торговых полках.

Но в тоже самое время исключительное право на товарный знак (упаковку и/или название) компанией-производителем «А» было не зарегистрировано. Это спровоцировало компанию-конкурента, условно назовем ее компания «В», зарегистрировать в качестве товарного знака аналогичное (либо схожее до степени смешения) название и/или упаковку продукции с последующим предъявлением производителю «А» претензии о запрете изготовления и реализации косметических средств либо об использовании товарного знака на коммерческой основе.

Иными словами, недобросовестный конкурент воспользовался ситуацией, когда производитель товара вследствие отсутствия зарегистрированного исключительного права на товарный знак стал уязвим. Поскольку, зарегистрировав в качестве товарного знака упаковку и название чужого продукта, компания-конкурент «В» теперь имеет право диктовать свои условия и чинить серьезные препятствия «настоящему» производителю товара, подвергая риску бизнес последнего.

Что делать и как поступить в случае, когда «настоящие» компании-производители товара, у которых уже налажено производство и реализация собственной продукции, становятся зависимы от недобросовестных конкурентов, злоупотребляющих зарегистрированным на свое имя товарным знаком, индивидуализирующим «чужую» продукцию?

С одной стороны, компания «В» является законным владельцем товарного знака, что позволяет ей использовать его на товарах и требовать прекращения использования данного знака третьими лицами. Но с другой стороны, намерения компании-конкурента направлены не на защиту «собственной» продукции, а на устранение других производителей или вмешательство в их деятельность в целях причинения вреда их бизнесу или получения материальной выгоды нечестным путем.

Во избежание подобных ситуаций компании-производители могут защитить свои права и интересы в судебном порядке, обратившись с иском к владельцам зарегистрированных товарных знаков, где в ходе судебного разбирательства действия компании «В» могут быть квалифицированы как злоупотребление правом, а также признаны актом недобросовестной конкуренции. Это будет являться основанием для прекращения правовой охраны зарегистрированного компанией «В» товарного знака, а также исключения негативных последствий для компаний-производителей, реализующих на рынке «собственный» товар с индивидуальными признаками.

Наряду с судебным способом защиты прав целесообразно оградить свой бизнес от посягательств недобросовестных конкурентов, зарегистрировав собственный товарный знак на стадии развития и становления производства или иного направления предпринимательской деятельности.



Добавить комментарий

Войти через соцсети