Кризис в управлении… потом плюс потоп

Состояние экономики страны продолжает ухудшаться. Исходя из информации, которая с трудом доходит до периферии, можно делать невеселые выводы. Дефицит бюджета страны за первое полугодие превысил плановый показатель за год. Резервный фонд расходуется с увеличивающейся скоростью. Осталась меньшая часть. Продолжается вывоз капитала. Темпы роста ВВП колеблются около нуля. Цены растут, уровень жизни населения падает.

При всем при этом высший уровень менеджмента страны внешне остается спокойным. Изобретаются для населения новые успокоительные формулы политических пилюль. Появились на свет и широко используются такие «понятия», как «новая экономическая реальность», «развитие с отрицательными темпами роста». Фразы типа «экономика приспособилась к новым экономическим условиям» от первых лиц не сходят с экранов ТВ. Конечно, «лежащая экономика» тоже приспосабливается к текущей реальности. Так же, как лежачий больной приспосабливается к жизни в новых для него условиях. Но это не означает, что экономика развивается и повышает свою эффективность.

И в политическом аспекте проблема тоже заглаживается. Совершенно спокойно уже воспринимаются рассуждения типа: несмотря на то, что в Россия в мировом объеме продукции занимает менее 1%, но в политике и в военном отношении мы еще «о-го-го». Это «о-го-го» без развития экономики скоро кончится. Можно было бы отослать читателя к любому учебнику, где рассматриваются соотношения политики и экономики. И историческому опыту ряда стран, включая СССР.

Признание кризиса не наступило в системе мышления современного топ-менеджмента. Следовательно, решение проблемы реального развития страны будет не скоро. Или после более глубокого провала в экономике, который потребует изменения парадигмы менеджмента в целом. Вскоре состоится первое (!) заседание антикризисного комитета страны. Может, там что произойдет. Но слабо верится, что будут приняты действительно антикризисные меры. Мы ранее показывали, что требуются существенные изменения на институциональном уровне. И чем глубже кризис, тем серьезнее эти изменения должны быть. Но вера в рыночную (самоуправляемую) экономику, судя по отдельным выступлениям экономических лидеров страны, нерушима. Структура веры и знания в системе управления как его основа некоторое время остается постоянной, но время от времени это соотношение изменяется путем реформ сверху или революций снизу. Тут уж нужно выбирать.

Однако перейдем к проблемам регионального управления экономикой. Требования институциональных изменений, главное из которых – сосредоточение государственной власти на решении реальных экономических проблем на всех иерархических уровнях госуправления в нынешнем менталитете – невыполнимо. Т.е. все подразделения государственной власти должны обладать правом ведения хозяйства. Как минимум – экономического обеспечения инфраструктуры. Такие подразделения, как Министерство развития Дальнего Востока, должны обладать как правом, так и ресурсами ведения оперативной деятельности, управления вверенными им объектами.

С позиций воспроизводства в настоящее время количество дотационных регионов в стране растет. Преобладает экстенсивный путь, т.е. социально-экономические индикаторы меняются за счет привлечения дешевых ресурсов других систем.

Когда одна идея или отрасль формируется за счет подавления другой, наступает стадия эволюционных катастроф. Структуризация системы зависит от эффективного использования ресурсов и результатов труда.

На каждой территории должны быть созданы необходимые социально-инженерные системы и инфраструктуры: жизнеобеспечения (дорожная, транспортная, строительная, ресурсоснабжения, коммуникационная), социальная (коммунального обслуживания, бытовых услуг, общественного питания, торговли, здравоохранения, образования, культуры, спорта, развития кадров, стимулирования и оплаты труда, повышения квалификации), развития предпринимательства (кредитно-денежная, консалтинговая и страховая, государственной поддержки, инновационного развития и товарных рынков). Как правило, создание одной производственной, транспортно-логистической или агропромышленной инфраструктуры для опережающего развития недостаточно.

О ПАВОДКАХ И НАВОДНЕНИЯХ

Для Приморского края характерны, как и для близлежащих территорий Юго-Восточной Азии, экстремальные осадки, наводнения, малые земельные ресурсы. 90% осадков выпадает в летний период. При их интенсивности 80-100 мм и более в сутки возникают наводнения, и переувлажнение почв продолжается 7-10 дней. Для зерновых, кроме риса, являются гибельными затопления больше 1-2 дней, для овощей и картофеля – 3-4 суток. Очевидно, что ирригация и контроль над наводнениями – необходимые условия для развития Приморского края.

В Китае приблизительно 600 лет до н.э. было учреждено специальное должностное лицо, отвечающее за строительство и регулирование общественных работ на гидротехнических сооружениях (ГТС). Была установлена система управления, объединившая центр, регионы, специальные организации и административные органы. Реки, каналы и дамбы были общественными ресурсами деревень и городов. Работы выполнялись сообществами с правом на землю в соответствии с договорами. Частные лица с правом управления каналом или дамбой могли управлять общественным контролем над наводнениями и ирригацией, используя наследные замки, храмы для поклонения водным богам. Развитие народных обычаев с универсальным общественным участием установило авторитарный статус правительства в вопросах водосбережения для применения соответствующих правил и инструкций, стабилизации общественных чувств и поддержания социального порядка.

Многовековой опыт развития Китая, также как Японии и Республики Корея, показывает, что в основе они опираются на создание национальной территории для надежды и счастья (Creating National Territoryfor Hopeand Happieness). Именно с возрождения деревни, традиций и культуры сельской местности и начинается процветание промышленности, науки и образования в стране.

Лучшим способом защиты от наводнений является рапределение воды по рисовым чекам в сочетании с разумным противостоянием нагонным явлениям и подъему уровня оз. Ханки посредством противопаводковых дамб. И тем, и другим нужно управлять. Сейчас дамбы не управляемы, потому что никому не принадлежат.

В 70-е годы прошлого века на Приханкайской низменности были созданы 66 тыс. га рисовых систем и 13 современных агрогородков с полной инфраструктурой жизнеобеспечения и социально-инженерного обустройства (теплосети, водопроводы, горячее водоснабжение, водоотведение, объекты культуры, здравоохранения, спорта и т.д.). Заводы по переработке более 100 тыс. т риса в год были построены в Хороле, Черниговке и Лесозаводске. Крупнейшие в мире насосные станции (производительностью до 54 м3/с) подавали воду на орошение. В зону механического водоотведения с заболоченных земель края входит 40,1 тыс. га, включая поселения и населенные пункты Ханкайского, Хорольского, Черниговского, Спасского, Кировского районов вблизи оз. Ханки.

В этом году отмечается 50-летие масштабной мелиорации земель в стране. В Приморье сосредоточен потенциал мелиорированных систем Дальнего Востока (40%) и рисовых оросительных (100%). Программа «Большой рис» предусматривала строительство 40 хозяйств. Прообраз ТОР сегодняшнего дня. Заводы по переработке в процессе приватизации разрушены или не востребованы. В результате дробления 13 крупных хозяйств на 53 мелких, привлечения трудовых мигрантов из зарубежных стран привнесены технологии Юго-Восточной Азии. Проведенная Россельхознадзором по Приморскому краю проверка состояния рисовых почв в 2011 г. показала, что из 13320 га посевов риса нарушенная площадь составила 1690 га (12,7%). Вынос взвешенных частиц в среднем был 2,8 г/л и колебался от 1 до 6,8 г/л. В расчете на 1 га в среднем составил 5,6 т (от 1,9 до 13,7 т). Общие потери почвы с нарушенных земель составили 9426 т. Составлены протоколы по статье «Уничтожение плодородного слоя почвы». Как известно, 1 см плодородного слоя формируется в период до 1000 лет.

Существуют проблемы землеустройства и оформления прав собственности Росреестром. В межевых планах и проектах на земельные участки полностью отсутствуют ГТС и сервитут (ограничения по использованию). Росреестр и Росимущество, согласовывая договоры купли-продажи ГТС,также не указывают обременений по их применению. При отсутствии технических паспортов на объекты гидротехнических сооружений арбитражные суды отказывают истцам и признают эти сделки законными в связи с истечением исковых сроков давности более 3 лет.

Рыночные реформы создали ряд институциональных проблем, решение которых затянулось:

  • ожидаемого роста в количестве 15 тыс. чел. ежегодно из центральных районов и репрессированных корейцев из Средней Азии в Приморский край не произошло;
  • противоречие интересов собственников земельных участков и гидротехнических сооружений на мелиоративных системах привело к несоблюдению ГК РФ;
  • транспортная логистика переработки и импорт риса через Приморский край (в объеме до 370 тыс. т в год) сократили отечественное производство в 2002 г. до минимального уровня (4 тыс. т);
  • «административный ресурс» исполнительной и законодательной власти нарушил целостность функционирования объектов гидротехнических сооружений и земельных долей (паев) на мелиоративных системах, технологический и водный режим их работы, нанося существенный вред окружающей среде.

КТО И КАК УПРАВЛЯЕТ

Реальное управление происходит в рамках собственности. Отсутствие собственности региональной власти на сложные объекты ГТС не позволяет учитывать решение указанных проблем в своем бюджете, а ручное (авторитарное) управление всегда «аварийное», не может своевременно увидеть особенности развития различных отраслей. Так, деприватизацию (а может быть, и национализацию) следует провести в водном хозяйстве. Следует рассмотреть создание вертикально-интегрированных структур в землеустройстве, картографии и мелиорации земель с целью усиления отраслевого планирования для нужд агропромышленного комплекса и ТОР.

Иначе дело доходит до абсурда. Водами оз. Ханки затапливаются населенные пункты и земли Новосельской рисовой системы Спасского района, погибают десятки элитных сортов риса, а обследование показывает, что Левобережная и Правобережная дамбы рисовой системы имеют прораны (прорывы), являются бесхозными. Поэтому бюджет Спасского района не может выделить средства на откачку воды. В Приморском крае внесены в регистр 45 объектов ГТС федеральной собственности, для которых требуется обследование и разработка деклараций безопасности по оценке их соответствия проекту. Предполагается их выполнение собственными силами федеральных бюджетных учреждений по мелиорации без допусков саморегулируемых организаций и повышения квалификации соответствующих специалистов.

В Надеждинском районе с индустриально-промышленной ТОР 12 водохранилищ и 25 сложных объектов ГТС не отнесены к муниципальной собственности. В крае 64 мелиоративных водохранилища, ГТС 30 тыс. га оросительных (кроме рисовых) разграблены и 150 тыс. га осушительных систем не имеют собственника.

В озере Ханка произошел подъем уровня воды. Отсутствуют данные средних многолетних стоков в оз. Ханка десятков больших и малых рек, оценки состояния ГТС на реках и рисовых системах, хозяйственной деятельности в бассейне озера на российской и китайской территориях. В результате отсечения нижней части р. Мулинхе (притока Уссури) весь сток направлен в оз. Ханка и регулируется китайской стороной. В результате Китай решил свои проблемы продовольствия. На российской стороне наблюдается экологическая катастрофа – наводнение.

Предлагается сформировать специальный региональный уполномоченный орган (на правах министерства) по управлению мелиоративно-водохозяйственным комплексом Приморского края. Опыт Китая показывает, что система управления водными ресурсами состояла из государственной и негосударственной подсистем. Центральная власть применяла практически военное управление при строительстве крупных сооружений вдоль рек. Была мобилизована армия. Мелкие водные объекты управлялись общиной. Водную охрану природы осуществляли местные власти на уровне округов (районов). Для удовлетворения определенных потребностей некоторые проекты серьезно нарушали окружающую среду, и последствия ощущаются до сих пор. Предсказать проблемы вредного воздействия не представляется возможным без изучения древних сооружений и философии их планирования.

В Приморском крае существует возможность создания рисоводческого кластера на основе сложных гидротехнических сооружений, построенных во второй половине XX-го века. Для этого необходимо обеспечить транспортную логистику и переработку продукции. Привлечение трудовой миграции также требует регулирования экономической активности и занятости местного населения, развития производственной и социально-инженерной инфраструктуры рисоводческой отрасли края.

Россия вообще находится в условиях неустойчивого земледелия. В этой сфере экономики у нас кризис перманентный, с небольшими отклонениями в удачные годы. Но намечается и системное ухудшение условий сельскохозяйственного производства. Возможно, что современные «потопы» только начало больших климатических изменений. Дальнейшее экологические потрясения можно рассматривать в качестве следствия ухудшения экономической ситуации как в регионе, так и в мире. Это объективно потребует создания постоянной системы управления производством как минимум на уровне координации не только в рамках страны, но и на международной арене.



Добавить комментарий

Войти через соцсети