Тьма и сумрак превалируют в управлении экономикой

Социальной целью квалифицированно осуществляемых инвестиций должно быть
разрушение темных туч времени и невежества, заволакивающих наше будущее.
Кейнс Дж. М.

Тьма и вера. В предыдущей статье речь шла о вере в экономике. Можно сказать, что любая вера консервативна (в смысле ненаучна) по своей природе. А когда она становится руководящей силой, то оказывается еще и реакционной по своей сути. Достаточно вспомнить о средневековой инквизиции (затормозившей развитие науки экономики на столетия), трагедиях Джордано Бруно и Николая Коперника.

Возвращаясь к нашей российской экономике, которая, как мы выдели, управляется верой в рыночную экономику, так же можно провести аналогию с консерватизмом и отсутствием прогресса как причиной перманентного кризиса и отставания нашей страны от развитых стран.

Среди последних заметных событий можно выделить прошедшие открытую линию президента, отчет премьера Думе по итогам 2015 г. и отчет министра А. Улюкаева Правительству РФ. Рассмотрим в порядке иерархии.

Самым интересным с точки зрения экономики вопросом на «прямой линии» был вопрос о «слабом правительстве РФ». Президент с этим не согласился, естественно. Но далее он отметил, что следует переходить к планированию работы министерств и их контролю. Сложилось впечатление, что эти главные функции управления сейчас в правительстве отсутствуют. Неплохо бы добавить и промежуточную функцию «организация», так как эти главные функции, «планирование, организация и контроль», и составляют весь цикл управления.

«Прямая линия» позволяет также сделать вывод, что реальный процесс управления по вертикали власти – это «прямое управление», или – в современной интерпретации – «ручное управление». Пример островного рыбоперерабатывающего предприятия показал, что президент все может исправить. Но таких проблемных процессов в России тысячи. Ни один человек не в состоянии охватить это. Следовательно, для реального процесса управления должна быть создана структура делегирования полномочий по вертикали и формирования соответствующих органов экономической власти. Что, конечно, требует институциональных изменений.

Региональные органы власти должны иметь материальную базу для управления своим объектом. Сейчас большинство субъектов РФ дотационны, так как в современной системе налогообложения в местные бюджеты попадают крохи. За образец можно было бы взять советский опыт создания совнархозов – региональных экономических правительств, располагающих как материальной экономической базой, так и юридическими полномочиями. В те годы, когда существовало такое управление экономикой, темпы ее роста были едва ли не рекордными.

Сумрак в головах и управление. Что касается отчета премьера в Думе РФ, то он традиционно вызвал некоторое недоумение. Его фактически не было. Отчет, по сути, должен освещать, каковы были цели правительства на период, что им было сделано и какие результаты достигнуты. В докладе было много комплиментов совместной работе Правительства и Думы. И мало цифр. Те, что прозвучали, удручают. Темпы роста экономики сравнимы с погрешностью измерения. Среди факторов, оказывающих отрицательное воздействие, Д. Медведев назвал низкие цены на нефть и другие сырьевые товары, санкционное давление Запада и структурные проблемы экономики. Вследствие чего доля доходов бюджета, не связанных с нефтью и газом, составила почти 60%. Рост ОПК составил 13%, отдельные отрасли оборонки – до 30%. Это и понятно в свете внешнеэкономических проблем. Большая часть выступления председателя посвящена благим пожеланиями на будущее, не подкрепленная никакими аргументами или расчетами. В общем, у нас не кризис, а «новая экономическая реальность» с предстоящими темпами роста на 2016 г. от 0,8% до 2%. «…Не стоит рассчитывать только на резервы экономики… Российская экономика адаптируется к современным условиям, идет диверсификация, о необходимости которой так долго говорили. Меняется роль России в глобальной экономической системе…». На будущее намечено 5 направлений работы Правительства: оптимизация бюджетной политики, поддержка несырьевого экспорта и импортозамещения, улучшение деловой среды, улучшение качества государства, развитие социальной сферы.

За пределами отчетного доклада Медведев расписался в своей некомпетентности. В предложениях президенту об улучшении управления премьер-министр отмечает, что в (действующем) «госуправлении отсутствует система взаимодействия между органами власти, отсутствует внешний контроль за организацией работы ведомств, система госуправления во многом сохраняет советские черты и опирается на старые методы контроля и мотивации». Это значит, что, согласно перечисленному, государство в последние годы было неуправляемо.

Премьер предлагает также создать некую «надсистему управления правительством», которая должна оценивать работу министерств и министров по «ключевым показателям эффективности» (KPI – keys performance indicators). «Министры должны нести персональную ответственность за достижение KPI, а не просто отчитываться о выполненных поручениях». Если он как премьер не наладил этого сам, то и надстройка не будет работать. Когда-то нужно и власть употребить. Или у премьера этой власти нет?

Следующим в иерархическом списке стоит отчет министра экономического развития А. Улюкаева Правительству. Здесь даже не хочется его подробно рассматривать. То же «положительное» словоблудие, отсутствие информации о том, что планировалось, а что сделано. А. Улюкаев «считает» (обоснований нет), что дальнейшее развитие экономики России до 2030 г. составят не более чем 1,5% в год. При прогнозной инфляции в 8% годовых это означает, что реальный индекс ВВП составит в среднем 101,5/108 = 0,94. Планируется перманентный кризис? Сравните со скромными кризисными темпами развития Китая в 7% годовых.

Думается, что не случайно «китайские товарищи» предлагают перенести (даже не создать!) в ДВ регион ряд грязных производственных мощностей со своей территории, в т.ч. предприятия химической, металлургической, энергетической и строительной отраслей. Что это даст жителям Дальнего Востока? Я скажу. Всякий «хим-дым» – это, как правило, загубленная природа и дополнительная нагрузка на легкие, печень и почки не только тех, кто будет работать на предприятиях, но и окружающего населения. Без какой-либо компенсации, как водится.

Но, видимо, согласно китайской логике, какая разница, что будет с этими «большими белыми обезьянами»?

Вообще переход к рынку предполагал, что рыночная экономика уж точно более эффективна, чем социалистическая. Вся агитация того времени на этом была построена. Сейчас, в предвыборный период, партии власти надо бы показать результаты своей работы во всем блеске.

А не получается. Нет результатов. Надо бы предложить что-то более эффективное. Как в историческом аспекте, так и в сравнении с соседями. Иначе кончилось ее время. Выживает та концепция, которая обеспечивает более эффективное развитие реальной экономики и благосостояние народа.

В смысле электората…



Добавить комментарий

Войти через соцсети