Догонять или развиваться?

Между приграничными поселениями с российской и китайской стороны за последние 25 лет, мягко говоря, сложилась очень большая диспропорция в их развитии.

Решения о стратегическом партнерстве с КНР на высшем уровне не сопровождаются механизмами защиты национальных интересов на уровне региональных программ и инвестиционных проектов.

Инвестиционный проект строительства приграничного торгово-экономического комплекса «Пограничный-Суйфэньхэ», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 года №196-р, так и не реализован. Более того, с китайской стороны уже заканчивается третья реконструкция пограничного перехода, тогда как у нас продолжается эксплуатация перехода, построенного на деньги бизнеса еще в начале 90-х.

Суйфэньхэ за эти годы превратился в город с более чем 100-тысячным населением, тогда как Пограничный остается поселком, достижением которого является сохранение численности на уровне 15 тыс. человек, ну и «новострой» в виде таможенного управления, коммерческого банка, гостиницы.

Китайская сторона активно продвигает создание международного перехода «Владивосток-Суйфэньхэ-Харбин-Маньчжурия-Чита». Речь идет о создании экономической зоны Шелкового пути и Морского Шелкового пути, где бы наша железная дорога, по заявлению президента России, соединяла Европу и Азию.

Подписано соглашение о китайско-российских сухопутно-морских перевозках.

Представительства г. Суйфэньхэ созданы в России, Японии и Южной Кореи.

Запущен международный маршрут (Гуандун-Суйфэньхэ-Европа) для трансграничной перевозки контейнеров.

Разрешен безвизовый въезд граждан России в Суйфэньхэ.

Используются российские рубли в качестве расчетной денежной валюты на территории г. Суйфэньхэ.

В 2013 году объем рублей в обращении составил 8 млрд. Объем трансграничной инкассации составляет 1,71 млрд рублей.

Инвестиции на реконструкцию автомобильного пункта пропуска составляют 460 млн юаней.

После завершения строительства будет работать 20 въездных и выездных проходов, количество людей, проходящих таможню, будет составлять 6 млн человек; 12 въездных и выездных грузовых проходов, количество машин, проходящих таможню, будет составлять 550 тыс., объем перевозимого груза – 5,5 млн тонн.

Пункт пропуска будет работать 23 часа в сутки.

Подписано соглашение с Центральным Военным советом КПК для строительства аэропорта Суйфэньхэ.

Китайская сторона ведет ускоренное создание китайско-российского индустриального парка.

А в это время каждый из субъектов Российской Федерации ДВФО ведет самостоятельную линию взаимодействий с китайскими партнерами, которая приносит лишь условные сиюминутные выгоды территории или российскому бизнесу. Российская сторона на региональном уровне партнеров, как правило, не выбирает. Чаще партнерские отношения предлагают китайцы, которые решают свои задачи.

Приграничные субъекты Российской Федерации, как правило, взаимодействут исключительно с провинцией Хэйлунцзян. Только Приморский край имеет возможность трансграничного (прибрежного) взаимодействия со всеми прибрежными провинциями и городами КНР без посредничества провинции Хэйлунцзян.

Приморский край и сам может выполнять функции посредника как для российских субъектов ВЭД, так и для китайской стороны, осуществляя транзитные функции в китайских грузопотоках по направлению север-юг. Отправляя морем китайские грузы с севера на юг КНР через порты Южного Приморья, судовладельцы могут возвращать свои суда с грузами для Транссиба.

На этом фоне принятые ФЗ о ТОРах, свободном порте Владивосток, включающем Пограничный муниципальный район, – это важные шаги для устранения сложившейся диспропорции в развитии приграничной территории. В новых условиях проект приграничного развития действительно может обеспечить «взрывной рост экономики» Приморского края и Дальнего Востока.

Свободная таможенная зона, упрощенный порядок получения виз, принцип единого окна, круглосуточная работа пункта пропуска. Но для этого прежде всего необходимо, как заявил полпред президента по ДВФО, любой ценой построить пункт пропуска. Хотя бы один для начала, но который бы отвечал современным требованиям. И, разумеется, эта территория никогда не сможет стать ни свободным портом, ни территорией опережающего развития, если сюда не придет электроэнергия, а это уже вопрос федеральной компетенции.

Здесь же, собственно, и преференции для развития экономики: налоговые льготы по налогу на прибыль, на имущество, сниженные страховые платежи, ускоренные разрешительные процедуры и облегченный режим контрольных мероприятий.

Нужен проект, который бы раскрывал нашему партнеру, лидеру азиатской экономики, ИДЕЮ РУССКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ. Озвученный на самом высоком уровне национальной политики «восточный вектор» свидетельствует о стремлении выйти на новый уровень отношений с соседями по АТР. Пока мы не готовы продемонстрировать ни одного удачного примера какого-либо вида совместной деятельности на приграничных территориях ДВ.

Проект «ПТЭК Пограничный» может символизировать новый уровень отношений России и Китая – открытых и дружественных. Уровень деловых возможностей внутри ПТЭК не должен уступать деловым площадкам Шанхая и Сянгана (Гонконга).



Добавить комментарий

Войти через соцсети