Самое синее море

В эти погожие осенние дни суда и корабли возвращаются в приморские порты Владивосток, Находку, Посьет, Восточный порт… Позади остаются последние мили по самому синему морю. И вот он родной порт. Действительно, наше море самое синее, завораживающей красоты. Ученые говорят, что это связано с высокой насыщенностью вод Японского моря кислородом, его расположением в умеренных и субтропических широтах.

Но за сто лет интенсивного (хочется сказать “безхозяйствования”) оскудело Японское море. Внесли свою лепту все прибрежные страны: Россия, Китай, Корея, Япония. В начале 60-70х годов XX века международные конвенции потребовали принимать все возможные меры по предотвращению загрязнения моря. Первыми перестроились Япония и Южная Корея, быстро навели чистоту в своих портах.

В СССР именно во Владивостоке пионерами-первопроходцами стали наши моряки-дальневосточники. Один из лучших молодых капитанов Леонтьев Юрий Алексеевич был назначен руководителем предприятия под названием “Светлая”. В кратчайшие сроки из всесоюзного бюджета были выделены значительные средства для создания спецфлота нефтемусоросборщиков, патрульных и рабочих катеров, плавучей очистной станции, боновых заграждений и другой необходимой техники. К патрулированию побережья привлекались даже вертолеты.

Предприятие стало одним из лучших в стране, использовалось как учебно-практическая база. В дальнейшем в “Светлой” под руководством Леонтьева Ю.А. проходили обучение и моряки Одессы, Новороссийска, Калининграда, Мурманска и других портов страны. Как заслуженный итог Ю. А. Леонтьев стал лауреатом Золотой медали ВДНХ и премирован ценным подарком автомобилем “Москвич”. Воспитана и подготовлена была целая плеяда специалистов по очистке моря. В городах Приморья началось проектирование и строительство очистных сооружений.

Была в тот же период создана природоохранная прокуратура. И, казалось, еще немного и грязь у наших берегов уйдет в прошлое.

В начале 90-х остановилось союзное финансирование морского спецфлота, а затем рухнуло все. Флот растащили по “частным” квартирам, акционерным обществам и разным ведомствам.

За короткое время бухта Золотой Рог и окружающие Владивосток заливы сильно загрязнились. Мусор вываливается на территории города в лесной или прибрежной зоне, на пустырях, в дорожных откосах и кюветах. Стихийными свалками захламляются даже ручьи и речки, впадающие в Богатинское и Седанкинское водохранилище. В критическом состоянии находятся золоотвалы прибрежных теплоэлектростанций ТЭЦ-2, Артемгрэс и Партизанской ГРЭС.

Ливневые дожди вымывают из свалок и золоотвалов вредные химические элементы, и водостоками их сносит в реки и прибрежные бухты. По данным ученных, сегодня водное пространство, окружающее Владивосток, находится в состоянии “экологической катастрофы”.

На дне бухты Золотой Рог скопилось свыше 600 тысяч тонн нефтепродуктов, перемешанных с природным илом и промышленным мусором. Десятки тысяч тонн черного металлолома, около 3 тысяч тонн марганца, несколько тысяч тонн меди и цинка, есть и вредные металлы: свинец, кадмий, кобальт, ртуть. “Золотой Рог” – мертвая бухта. Для решения накопившехся проблем была создана инициативная группа, в которую вошли ученые и общественные деятели: первый президент дальневосточного отделения международной экологической организации “Зеленный крест” академик Ильичев В.А., Леонтьев Ю.А., Бутов В.П., Несов Г.И. (в тот период председатель Комитета по судоходству, портам, транспорту и связи Администрации края), профессор ДВГУ Шапкин Н.П., профессора ДВО РАН Преображенский Б.В., Васильев Б.И. и другие. Ими была подготовлена региональная Программа по экологическому оздоровлению прибрежной части Приморья.

Были созданы в 1996 году Морской Экологический Фонд и специализированное предприятие “Эко-море”, которое возглавил Леонтьев Ю.А. Предприятие приобрело в рассрочку спецсуда во Владморпорте и необходимую технику. За прошедший год уже собрано только в бухте “Золотой Рог” около 800 тонн плавающего мусора, поднято в Амурском заливе и утилизировано около 4000 тонн металлолома.

Образованы филиалы предприятия “Эко-море” в Хасанском районе , в г.Большой Камень. В этом году планируется открытие филиалов в Находке и Фокино, в п. Ольга.

Программа, разработанная Морским Экологическим Фондом (МЭФ), нашла поддержку в краевой администрации, в частности, у норвежской компании OP INC и американской корпорации AZAZ.

Обе компании известны за рубежом реализацией крупных экологических международных программ в Европе, Америке и других частях света. С их помощью инвесторами выступают Европейский банк реконструкции и развития, Экспортно-импортный банк США. Администрация и Дума Приморского края выступают в качестве гарантов в счет имеющегося оборудования и материальных средств участников МЭФ на общую сумму 65 млн. долларов.

Работа проводится при тесном взаимодействии с федеральными комитетами природных ресурсов и комитетом по охране окружающей среды Приморского края, их руководителями Саввиным А.В. и Бибиковым М.Н., учеными ДВО РАН, Морской академии, ДВГУ, администрациями городов и прибрежных районов Приморского края, руководителями морских администраций портов и судоремонтных предприятий.

О нашей программе заявлено 24 августа с.г. в г.Улан-Удэ на координационном совете по внешнеэкономической деятельности Межрегиональной ассоциации “Дальний Восток и Забайкалье”. Программой заинтересовались администрации и деловые круги Сахалинской, Магаданской областей и Хабаровского края. В частности, интерес хабаровчан заключается в том, что необходимо готовить совместную международную часть нашей Программы с Китаем. Интенсивность заражения вредными отходами от промышленной и хозяйственно-коммунальной деятельности на севере Китая столь высока, что эти сбросы в реку Сунгари, Уссури и другие водные артерии Дальнего Востока (в частности, в реку Туманган, Раздольная) весьма заметно влияют на чистоту рек и прибрежных территорий Японского моря в местах их впадения.

Решение этих проблем будет возможно, если все, кому дорог наш Дальневосточный край и омывающие их моря, не останутся равнодушными и присоединятся к участию в реализации нашей Программы.

“Программу экологических мероприятий по очистке и предотвращению загрязнения морской акватории и портов края от нефтепродуктов, промышленных отходов и их утилизации на 2000-2005 гг.” утвердил 12 сентября 2000г. губернатор края и возложил ее реализацию на Морской Экологический Фонд.

Работа предстоит огромная. Необходимо построить очистные сооружения во Владивостоке, Артеме, Б.Камне, Тихоокеанске, Находке, Преображении, Посьете и других населенных пунктах, ликвидировать городские свалки и золоотвалы. Потребуется поднять сотни затонувших судов и кораблей по всему побережью края. Лишь на одном о.Русском их затоплено общим весом около 100 000 тонн.

На очереди решение проблем по ускорению утилизации более 50 старых атомных подводных лодок, предотвращение радиационного загрязнения побережья, захоронение и утилизация вредных химических отходов и ракетного топлива. Реализация и решение этих задач потребует много времени и больших средств. Их собрать можно только всем “миром”, а затраты многократно окупятся. Главное, мы будем жить у чистого синего моря.



Добавить комментарий

Войти через соцсети