Главное в кризис

Человеческие факторы организационного развития и директор как двигатель развития

Директор – это профессия, специальность или только должность?

Вы не встречали в перечне вузовских профессий такую профессию, как директор? Я не встречал… Встречал «Экономика», «Экономика и организация производства» и подобные, с отраслевыми словами. А диплома с надписью «Директор» нет. Интересно, а если профсоюз, пусть виртуальный, существует, то это профессия. Когда я собираю на семинары по организационному развитию директоров самых различных отраслей, то я им объясняю, что, в какой бы они отрасли ни работали, они управляют социотехнической системой. После изумления (слов таких не знали) и недолгого сопротивления уныло соглашаются, уныние объясняют «чувством изнасилованности» припёртых к стене опытным следователем.

Я показываю четвёртый том восьмитомника «Hand book of Human Factors», который посвящён организационной эргономике (в США эргономика называется «человеческие факторы») и объясняю директорам, что эта сложная книга и является методологической основой их работы. Про сложность хорошо знаю, поскольку 25 лет назад участвовал в техническом редактировании этого тома.

Итак, Мидиэргономика – это человекоориентированное проектирование рабочих мест (или систем «человек-машина»), чего в России делать не умеют, как и не умели, это относится к школьным классам, аптекам, заводским цехам, атомным подводным крейсерам… нет числа эргономическим «косякам».

Мидиэргономика – человекоориентированное проектирование заводов, транспортных систем, больниц – всего того, что объединяет совокупность рабочих мест в разделении и кооперации труда. Здесь всё ещё хуже… это ваши, директора, социотехнические системы. Для встряски организации, резкого повышения производительности труда, создания качественной организации необходимо провести сессию стратегического проектирования.

И наконец, пора оптимизировать систему управления (компонент макроэргономики). Наиболее эффективно это происходит, когда руководитель в роли коуча консультирует проекты совершенствования функций, процедур, бизнес-процессов. Сотрудники, принявшие призыв капитала создать качественную организацию, разрабатывают по единой форме «иконы» проектов развития своих бизнес-процессов. Сумма этих проектов и даст проект развития организации.



Добавить комментарий

Войти через соцсети