«Москва-Владивосток». Путешествие сквозь века на Поезде Времени (2)

Пришел к угасанию и первобытный коммунизм, при котором изначально и пещера, и очаг, и орудия труда, и прекрасная половина (!) – всё было общее…

Продолжение.
Начало в №10 (192), октябрь 2015

…Пока мы совершали экскурс в протоисторию, подошел к концу первый день нашего путешествия. Мы уже проехали Нижний Новгород, пересекли великую русскую реку Волга, наш поезд подкатил к городу Киров. Позади без малого тысяча лет истории, но никаких заметных перемен в происходящем за окном мы не наблюдаем. Может быть, клочки возделываемой земли стали больше да число голов одомашненного скота вокруг редких поселений людей стало заметнее.

Сменилось тридцать поколений наших предков. Иной, непривычный для нас ритм жизни. Каждое новое поколение повторяет жизнь предыдущего, черпая свой опыт и навыки в опыте старших поколений, утверждая тем самым незыблемость их авторитета. Отсутствие письменности делает подражание и устную речь единственными источниками знаний. Да, речь еще не очень информативна, так как язык Эректуса – в основном междометия да простейшие слова не более трех букв, объединенные в элементарные фразы. Неолитическая революция, масштаб происходящих перемен не осознавались современниками, как и пробка от бутылки на волне океанского прилива не может охватить масштаб этой волны.

Утром проезжаем Пермь. Спешим к окну. За окном внешне ничего нового, все то же самое. «Нет у революции начала, нет у революции конца…» Пополудни достигаем Уральских гор. Подъезжаем к Екатеринбургу. Еще тысяча лет, еще тридцать поколений… Может, она выдохлась, эта неолитическая революция? Или там внутри человеческой цивилизации протекают какие-то скрытые от глаз важные внутренние процессы?

К вечеру проезжаем город нефтяников Тюмень. И вот уже в сумерках мы замечаем, что кое-что в поведении наших предков изменилось… Они начали валить лес, расширяя участки под посевы! Ну конечно, и каменный топор к этому времени был не тот, что у Эректуса, и что особо интересно, они стали использовать одомашненный скот как тягловую силу! И то верно, что даром хлеб да траву есть. Земледелие приобрело совсем иной масштаб – не возделывание пригодных под то участков земли, а создание этих участков, их производство. Да, в воздухе появился аромат новой сельскохозяйственной эры, избавившей наших предков от угрозы голода. Больше того, излишки плодов земли расширяли возможность обмена на другие необходимые в жизни вещи. Появились не только новые участки земли, появилась почва для разделения труда, для специализации – фундаментальной основы роста качества и производительности труда. То есть, пока мы наблюдали за происходящим и констатировали отсутствие видимых перемен, все это время происходили скрытые перемены огромного масштаба. Шло неуклонное движение от «одноклеточности» к «многоклеточности», наши предки постепенно осознавали огромные преимущества мирного сосуществования. Росла численность племенных групп, появилась возможность коллективного труда и совместной защиты, объединения усилий для решения общих проблем, зарождались разделение труда и обмен, увеличивались размеры поселений, что увеличивало безопасность. Потребность координации поведения групп большей численности стимулировала информационный обмен, развитие речи. И главное, появление каких-то общих правил поведения, понятных всем, в виде обычаев, заветов, традиций.

В вечерних сумерках мы замечаем некоторое замешательство среди «лесорубов». Оказывается, когда они в одной упряжке с одомашненным скотом тащили поваленное дерево, то случайно наехали на ранее срубленное бревно и, почесав темя, сообразили, что все это гораздо легче и быстрее «катится», чем «тащится». Уже ночью на подъезде к Омску то там, то сям стали появляться глиняные модели колес! Вот это был поворот в сознании, вот это было открытие! Дело в том, что живая природа не знает колес!

Это открытие настолько овладело умами современников, что уже к утру на подъезде к Новосибирску, спустя каких-то двадцать поколений, современники вовсю, где ни попадя рисовали колеса, изобрели гончарный круг и «пришпандорили» колеса к волокушам, создав великолепное транспортное средство, получившее в дальнейшем разные названия – повозка, арба, телега. Кочевые народы Средней Азии, приручившие к тому времени лошадей, получив такое удобное средство для перевозки скарба, испытали большую «охоту к перемене мест» в своих бескрайних степях. Роль лошади в истории возросла настолько, что мы до сих пор меряем мощность в лошадиных силах.

На этом этапе путешествия также заканчивается каменный век, самый протяженный период в истории современного человека. Людям стали известны металлы, эти удивительные красивые, блестящие «камни», которые не раскалывались при ударе, а лишь слегка меняли форму. Поначалу это были самородки, большей частью распространенные относительно легкоплавкие металлы – медь, олово. Железо встречалось крайне редко, в основном в виде метеоритного железа внеземного происхождения и не играло существенной роли в жизни людей того времени – слишком прочное и тяжелое в обработке. А вот медь с оловом, случайно сплавившись в костре, дали рождение превосходному материалу – бронзе. Зародилась металлургия, новые орудия труда и оружие, новые предметы быта… наступил новый «бронзовый» век. Одновременно с закатом каменного века пришел к угасанию и первобытный коммунизм, при котором изначально всё: и пещера, и очаг, и орудия труда, и, страшно подумать, прекрасная половина племени – всё было общее.

Наш поезд быстро катит дальше по просторам Сибири. В этот же день на середине пути между Новосибирском и Красноярском стало известно, что кое-кто кое-где не меняет полезные вещи на вещи, как все обычные современники, а использует в качестве промежуточного средства обмена мелкие блестящие «камешки». Как стало позднее доподлинно известно, это было серебро. Случилась новая революция уже в торговле. Появились деньги со всеми присущими им свойствами – средство измерения стоимости, обращения и накопления! Трудно даже представить, насколько это изменило уклад жизни человечества. Наверно, наряду с сильными и слабыми, умными и глупыми появились богатые и бедные, появилась возможность накопления опосредованного, овеществленного труда и его гораздо более удобного и легкого оборота, а накопительство явилось залогом инвестиций.

Стремительными темпами происходило развитие межчеловеческих отношений, практически абсолютно незаметное для внешнего наблюдателя. Не случайно, именно к этому периоду относится зарождение письменности, пусть еще и в самой примитивной пиктографической форме.

Третьи сутки пути. Проехали Красноярск. Идет дальнейшее развитие письма в виде архаичной формы клинописи. Мозг человека, поднаторевший в хитросплетении письменных знаков, без большого труда освоил плетение первых тканей из шерстяных и льняных нитей, дав этим самым начало ткацкому производству и совершенно новому этапу в одеянии человека.

Ранним утром, проехав станцию Тайшет, мы имеем уже настоящую письменность – шумерскую клинопись. Еще полтора часа пути и в Египте начали возводить «таинственные» пирамиды. Впрочем, какая такая тайна в этих пирамидах? Нет никакой тайны. Все дело в «эректусе», который укромно сидит в подсознании каждого из нас. Эректус, стремясь возвыситься над окружающими всегда вставал на цыпочки, иногда ему приходилось подпрыгивать, чуть не выпрыгивая при этом из набедренной повязки, и эта традиция поныне сохранилась среди особо развитых племен в глухих районах Африки. Обращаясь к соплеменникам, он всегда забирался на пенек, на большой камень или скалу, сверху вниз окидывая взором нижестоящую толпу. Когда камень был недостаточной высоты, он призывал соплеменников стаскивать в кучу много камней, что-то лопоча, указывая при этом на солнце или на луну. Потом Эректус сообразил, что сидеть постоянно на этой куче никакой нужды нет. Главное, чтобы это была его куча, связанная с его именем! Так и родилась идея египетских пирамид. Чем выше пирамида, тем круче «эрект…», тьфу, фараон. Любой «эректус» всегда строит свою «пирамиду».

Еще пятьсот лет исторического пути и мы подъезжаем к Иркутску. Впереди славное море, священный Байкал. Конструкция колеса приобрела привычные формы. На Южном Урале появляется колесо со спицами. А в Китае появляются древнейшие формы иероглифического письма. Углубившись в Забайкалье, в районе города Улан-Удэ, мы отмечаем появление первого ткацкого станка. Да уж! Тут Эректус явно «отдыхает». Соорудить механизм из сложно взаимодействующих элементов и деталей – это вам не на куче камней сидеть, покрикивая на соплеменников.

Ближе к городу Чите мы въезжаем в темную полосу истории. Катастрофа бронзового века. На Ближнем Востоке и Восточном Средиземноморье, колыбели человеческой цивилизации, наступают темные времена. Упадок культуры, потеря письменности, разрушение всех крупных государств и многих городов, угасание торговли. То ли сверхмощное извержение вулкана Гекла в Исландии, вызвавшее длительное понижение температуры, то ли вулкана Санторин в Эгейском море с огромными цунами, то ли длительная засуха, то ли освоение технологии выплавки железа, обеспечившее возможность изготовления большого количества дешевого и качественного вооружения, то ли все это вместе взятое вызвало большое движение народов с захватническими войнами и разрушениями. Эректус ликовал. Человечество переходило из золотого периода процветания бронзового века в мрачное начало железного века. Бурное развитие человеческой цивилизации явно притормозилось.

Наш поезд, следуя по трассе Забайкальской железной дороги, проследовал станцию Могоча. Угрюмые места. Кто проезжал, тот знает. Станция Ерофей Павлович (Хабаров), Сковородино. Существовала такая народная присказка: «Бог создал Крым и Сочи, а черт Сковородино и Могочи». Но именно в этот период нашего путешествия заканчивается доисторическая эпоха. Возродилась письменность, появился латинский алфавит. Ровно за час до прибытия нашего фантомного поезда в славный град Сковородино началась Наша Эра, в далекой Палестине родился Иисус. А в аккурат на въезде в Сковородино он взошел на Голгофу в искупление наших первобытных грехов.

На въезде в Еврейскую Автономную область, близ станции Облучье, китайцы стали использовать бумажные деньги. За двадцать минут до прибытия в Хабаровск татаро-монголы по наущению Чингиз Хана напали на Русь, установив свое иго без малого на триста лет. Ну это вообще темная история. Без малого за тысячу лет до этого на Европу накатывали полчища гуннов азиатской внешности, а китайцы отгораживались от этих гуннов Великой стеной. То есть в подбрюшьи Руси, или что там было в то время, существовала мощнейшая империя и цивилизация, которая не только беспокоила соседей со всех сторон, но и изобретала колеса, развивала торговлю и строила города. Чего они «ломанулись» вдруг на север и при чем здесь Чингиз Хан?.. Но это уже другая тема.

Наше прибытие в город Бикин совпало с открытием Америки Колумбом.

В Дальнереченске было открыто электричество. На перегоне от Ружино до Спасска-Дальнего освоили передачу электроэнергии по проводам и был выдан патент на паровую машину, а сама паровая машина была построена, когда наш поезд прибыл в город Спасск-Дальний. Началась промышленная революция, человек освоил новые, практически безграничные источники энергии. Век пара и электричества, век машин и моторов сменил век тяглового скота и век ручного труда. Появился механический ткацкий станок и зародилась текстильная промышленность.

Только мы отъехали от Спасска, как был построен пароход, а на полпути от Спасска до Черниговки – паровоз. На полпути от Черниговки до Сибирцево была построена первая железная дорога, а уже в пригороде Сибирцево – генератор электроэнергии и телеграф.

Где-то в районе поселка Новошахтинский, на полпути от Сибирцево до Уссурийска, были созданы первые пластмассы, зародилась нефтяная промышленность и был проложен трансатлантический телеграфный кабель, связав оперативной связью два континента. Да, от окна уже трудно оторваться, меняющийся пейзаж не кажется скучным. Еще двадцать минут и был изобретен телефон, создан первый бензиновый карбюраторный двигатель, а Эдисон изобрел электрическую лампочку. Еще десять минут пути и был создан первый мотоцикл, а за ним следом – первый автомобиль.

За десять минут до въезда в Уссурийск был открыт электрон, создан первый дизель, первый трактор, первый теплоход, первый самолет. Через три минуты после отправления из Уссурийска в свой первый и последний рейс отправился «Титаник», а еще через две минуты разразилась Первая мировая война – «эректусы» всех времен и народов сцепились в схватке, с целью выяснить наконец, кто же из них все же выше.

В районе Тереховки Генри Форд создал первый промышленный конвейер по сборке автомобилей, сделав последний не предметом роскоши, а всего лишь средством передвижения. Был создан тепловоз. А в другой точке мира в это время грянула Великая Октябрьская революция. «Эректусы» предприняли попытку взять реванш и вернуть общество на одной шестой части суши в коммунистические, пещерные времена. И ведь нельзя сказать, перебороло общество этот рецидив или нет. Впрочем, что такое сто лет на фоне мировой истории? Так, полтора часа пути, пара-тройка поколений, перемолотых «великим экспериментом»…

Окончание следует



Добавить комментарий

Войти через соцсети