Строительные аукционы: Демпинговать нельзя работать

Система аукционов, в том числе и строительных, пришла в Россию с Запада, но здесь обросла особым, типично русским колоритом. Что происходит в строительной отрасли? В чем причины такого положения дел? С этими вопросами мы обратились к Савицкому Сергею Николаевичу, директору строительной компании ООО «Союз-ДВ».

– Аукционы на строительство стали уже давно привычной практикой. Цель их – экономия бюджетных средств. На деле оборачивается обвалом строительной отрасли.

Регион лишается того мультипликативного эффекта, который дает любая крупная стройка. Как известно, одно рабочее место в строительстве создаёт от 8 до 12 мест в смежных отраслях. Эти деньги могут существенно поддержать местную экономику, ведь основа экономического роста в государстве – это рост покупательной способности населения и налоги в бюджеты всех уровней и платежи во внебюджетные фонды Деньги должны работать, чем быстрее оборачиваемость, тем лучше для экономики.

По факту же получается противоположная ситуация. В конце года принимается бюджет на будущий год. В нем выделяются деньги на строительство. Эти суммы замораживаются на счетах.

В течение следующих месяцев проводятся строительные аукционы. Их стоимость рассчитывается исходя из цен на материалы и работу, указанных в справочниках Комитетов по ценообразованию. Цены берут среднерыночные, и вроде бы все правильно. Только за те месяцы, пока печатаются эти справочники и проводятся аукционы, цены на материалы успевают вырасти примерно на 10-15%.

Участники аукциона играют на понижение. Согласно закону, побеждает тот, у которого цена ниже. Главная цель – экономия бюджетных средств. В среднем стоимость проекта снижается на 20- 40% от изначально заявленной сметы.

Встает вопрос: «Если возможно такое снижение, то за счет чего оно происходит? Какие цены были изначально завышены?» Материалы? Нет, они только растут в цене. Фонд оплаты труда составляет 18-22% от всей сметы проекта, при ставке 125-160 руб./час зарплата работника – всего 27000 руб. в месяц. Накладные и плановые расходы, с которых платится аренда, налоги, социальные выплаты, зарплаты АУП, – 12-24%.

На чем тогда можно сэкономить? Выходит, что либо на качестве материалов (что недопустимо), либо на зарплатах, либо работать в убыток. На мой взгляд, практика строительных аукционов не выдерживает критики. Если государство установило цены, то снижать их нельзя, потому что свободных средств в смете нет.

Будущая стройка – это не готовый продукт, его только предстоит создать и снижать цену на ещё не существующий товар, при создании которого обязательно возникает удорожание, просто не разумно.

При снижении первоначальной стоимости объекта на 20-30% предприятие либо должно не получить в итоге средств на собственное содержание и выплату налогов, фондов, либо снижать зарплату «теряя» в любом случае и предприятие и работников.

Хочется задать вопрос: «Что получаем от такой экономии?» Если нет прибыли, предприятие не имеет возможности обновлять машины, механизмы; если снижается заработная плата, то невозможно удержать квалифицированные кадры, предприятие разоряется, идут задержки по заработной плате, сопутствующие отрасли тоже простаивают, падает жизненный уровень строителей и их семей. Экономический рост замедляется.

Давайте придерживаться цен, которые установило государство!

Борьба с коррупцией? Тоже сомнительно. Для того чтобы контролировать качество стройки, достаточно того, что тщательно проверяются заявленные сметы и добросовестно проводится приемка объектов. Весь мир работает с проверенными подрядчиками.
В России существует система СРО, именно членство в СРО является гарантом добросовестности фирм и заказчик должен это учитывать.

Огульно же бороться с коррупцией, занижая стоимость проектов и откладывая платежи на несколько месяцев, – неэффективно, деньги «целевые», ни на что другое бюджет их потратить не может. К тому же эти средства не возвращаются в оборот в виде платежей, налогов, платежей граждан и т.п.

Необходимо разработать механизм, позволяющий работать подрядчикам не от случая к случаю, а позволяющий формировать план работы, пусть на 3-6 месяцев и более. В этом случае подрядчик сможет по плану готовить кадры: по количеству, качеству и видам работ. Подрядчики будут «крепнуть» и не будет необходимости завозить строителей из других регионов и других государств. Все деньги останутся в регионе и пойдут на его развитие и процветание.

Заказчик, в свою очередь, формирует базу добросовестных строителей, причем обязательно из членов СРО, как гарантию исполнения бюджетных заданий.

Продолжение следует



Добавить комментарий

Войти через соцсети