Юридический адрес: Что нужно учитывать при создании компании

Указание юридического адреса – одна из сложностей, с которой приходится столкнуться при создании юридического лица. В этой статьей мы расскажем о том, какие правила необходимо соблюдать, чтобы не возникало проблем с налоговым органом.

В силу п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта. Под адресом юридического лица следует понимать почтовый адрес, по которому юридическому лицу могут направляться юридически значимые сообщения (ст. 165.1 ГК РФ). Причем юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по указанному в ЕГРЮЛ адресу, поскольку сообщения, доставленные по такому адресу, считаются полученными и в том случае, если общество фактически по этому адресу не находится.

Таким образом, законодательство различает понятие места нахождения (достаточно указания наименования населенного пункта, обязательно содержится в уставе) и адреса (конкретный почтовый адрес, информация о котором обязательно предоставляется в ЕГРЮЛ). Если точный адрес будет указан и в уставе, то в случае дальнейшей смены адреса юридического лица необходимо будет вносить изменения в учредительные документы; в случае если место нахождения в уставе указано путем упоминания населенного пункта, то достаточно внести изменения в сведения ЕГРЮЛ.

Место нахождения и адрес общества могут быть определены исходя из адреса места жительства учредителя или лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества. Но нужно отдавать себе отчет, что этот адрес любой желающий вправе узнать на сайте Федеральной налоговой службы, что может не понравиться как самому учредителю или руководителю, так и лицам, совместно с ним проживающим.

На практике встречаются ситуации, когда налоговый орган требует от общества правоустанавливающие документы на помещения, находящиеся по адресу юридического лица.

Следует иметь в виду, что ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не обязывает общество подавать такие документы, а ст. 9 прямо запрещает регистрирующему органу требовать документы, не предусмотренные указанным законом.

Вместе с тем статья 51 ГК РФ обязывает уполномоченный орган до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до внесения изменений в ЕГРЮЛ провести проверку достоверности представленных данных.

Наличие у налогового органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных документах сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица является одним из оснований для отказа в государственной регистрации (пп. «р» п. 1 ст. 23 №129-ФЗ от 08.08.2001).

Адрес признается недостоверным при наличии одного или нескольких из следующих обстоятельств:

  • указанный адрес, согласно сведениям ЕГРЮЛ, обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с отметками «организация выбыла», «за истечением срока хранения»);
  • указанный адрес в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
  • указанный адрес является условным почтовым адресом объекта незавершенного строительства;
  • указанный адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (по нему размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
  • по указанному адресу расположен объект, собственник которого представил заявление о том, что не разрешает регистрировать юридические лица по данному адресу.

Следует иметь в виду, что отказ налогового органа должен содержать не только норму закона, но и конкретные обстоятельства, свидетельствующие о недостоверности сведений об адресе компании. Отказ налогового органа в регистрации можно обжаловать в судебном порядке, но позиции судов по данному вопросу противоречивы.

Исходя из сложившейся практики регистрации юридических лиц, изменений в сведения ЕГРЮЛ и учредительные документы, можно сделать вывод, что во избежание временных и финансовых затрат целесообразнее предоставлять в налоговый орган с основным пакетом документов и документы, подтверждающие, что связь с юридическим лицом по юридическому адресу будет осуществляться (гарантийное письмо собственника помещения, предварительный договор аренды и т.п.).

В заключение отметим, что с 01.01.2016 года при государственной регистрации изменений в сведениях о юридическом адресе компания уже должна будет предоставлять документы, подтверждающие право пользования в отношении объекта недвижимости или его части; данное требование не распространяется на случаи создания нового юридического лица.



Добавить комментарий

Войти через соцсети