Все тендеры заказные?

Эта статья будет интересна прежде всего тем, кто только начинает задумываться об участии в тендерах, но имеет определенные сомнения. Практически все так или иначе слышали о «тендерах», «торгах», «госзакупках», некоторые даже участвовали в них. И в один прекрасный момент приходит осознание того, что из-за неучастия в этих самых тендерах определенное количество контрактов проходит «мимо кассы». Этому положению вещей могут способствовать мифы о тендерах, которые распространяются и культивируются в бизнес-среде.

Несомненно, определенный процент тендеров Заказчики пытаются провести среди «своих». Это связано в первую очередь с тем, что у них уже существуют достаточно налаженные партнерские отношения с Поставщиками, которые себя зарекомендовали с лучшей стороны в той или иной сфере деятельности.

Конечно, коррупция в России имеет место быть, хотя с ней и борются, но утверждение, что абсолютно все тендеры заказные, не верно. В этом Вы сможете убедиться сами, приняв участие в тендере и выиграв его без каких-либо предварительных договоренностей с заказчиком. При этом нужно учитывать следующую зависимость: чем крупнее заказ, тем, вероятно, и выше его возможная коррупционная составляющая. Чтобы не тратить время и ресурсы на подобные тендеры, необходимо внимательно изучать требования в документации к срокам, технические требования к закупаемой продукции.

Вот основные приемы, которые помогут Вам определить заказные тендеры.

Демпинг. На мероприятиях по «розыгрышу» госконтракта всегда имеет место соперничество по цене. Заказчик рассматривает в первую очередь самое дешевое предложение от тех компаний, которые будут допущены к аукциону в соответствии с законом и установленными требованиями. Ведь у него одно из условий – экономия бюджетных средств, и в теории ему и рубль сэкономить достаточно, чтобы условие было исполнено.

Допустим, добыть государственный заказ на выполнение строительных работ изъявили желание четыре фирмы. Две из них (назовем их А и Б) – добросовестные компании. Они не платят «откатов» и надеются выиграть в честной конкурентной борьбе. Предположим, что максимальной ценой, с которой начнутся торги, является сумма 1,2 млн рублей. Пока идет аукцион, А и Б начинают соглашаться на более низкие суммы. Есть также фирма В, которая упорнее всех торгуется за контракт и предлагает самый дешевый вариант. Еще в аукционе принимает участие фирма Г, которая предлагает цену больше, чем у В, но меньше, чем у А и Б. Демпингуя, фирма В отпугивает А и Б, они сдаются. На аукционе остаются только В и Г. Побеждает при этом В, которая предложила самую низкую и невыгодную для себя цену. Однако впоследствии организатор торгов признает, что эта В неправильно оформила заявку и не может быть признана победителем: контракт достается компании Г, которая предложила цену немногим дешевле А и Б.

«Фильтр». Частое явление в госзакупках. Пример – нашумевший заказ на создание социальной сети для Минздравсоцразвития за 16 дней. Госзаказчик может потребовать проведения строительных работ за пару месяцев (удивительным образом эти работы начинаются еще до проведения торгов – в качестве спонсорской помощи), поставку товара по ценам значительно ниже рыночных.

Невыполнимые требования могут предъявляться не только к реализации государственного контракта, но и к претендентам. Например, определенный уставный капитал, финансовые гарантии, отсутствие нарушений обязательств по срокам поставки перед другими покупателями. С точки зрения действующего законодательства это законно и придраться можно при желании к любому из участников. Но это работает только в том случае, если чиновники грамотно подойдут к оформлению требований к кандидатам. Иначе потенциальный поставщик может обжаловать отказ организатора торгов в суде или пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу, которая сейчас активизировала борьбу со сговорами чиновников и предпринимателей.

Вышеперечисленные схемы – это далеко не полный перечень жульнических изобретений, связанных с госзакупками. Но это не повод отказываться от участия в тендерах! Знание их помогает распознать торги, заведомо провальные для добросовестных участников. В таких торгах можно не принимать участия, не тратить силы зря.

И все же, можно продолжить борьбу за контракт, можно обжаловать практически любое нарушение закона. Можно обратиться в арбитражный суд по месту проведения торгов, аукциона. Обратиться с жалобой на неправомерные действия и ограничение конкуренции в Федеральную антимонопольную службу. Возможно, компании даже удастся доказать свою правоту. Любое обжалование повредит коррумпированным чиновникам. Но российские предприятия, неудачно принявшие участие в госзакупках, обжалуют результаты торгов крайне редко.

Умение отличить честный тендер от подставного, выгодный тендер от проигрышного, отнимающего попросту время и силы, заранее обеспечивает успех компании. Результатом становится выгодный договор. В обратном случае приобретается опыт, поэтому принимать участие нужно, будучи хорошо подготовленным, подсчитав вероятные выгоды.

Если Вы хотите участвовать в тендерах и получать многомиллионные прибыли уже завтра – оставьте заявку или позвоните нам по телефону!



Добавить комментарий

Войти через соцсети