Еще раз о Русском и туризме

Импульс развития Владивостока и его островных территорий во многом зависит от эффективности использования тех ресурсов, которые нас окружают. Пожалуй, самый важный ресурс, который пока еще за двадцать с лишим лет открытого города так и не осознали, – это многонаселенные страны Северо-Восточной Азии. Туристы из Японии, Южной Кореи давно вошли во вкус к путешествиям. Сегодня все более многочисленным становится поток китайских туристов. И наша задача не только обеспечить соответствующий уровень сервиса, подготовить объекты показа, наладить транспортное обслуживание, связь и общественное питание, но и концептуально понимать, что привлекательно то, чего нет больше нигде. И только это будет притягивать туристические потоки, и только за счет таких источников город и край смогут обеспечить себе дальнейший импульс развития.

Уровень подготовки в наших вузах пока не дотягивает до тех претензий, которые предъявляют туристы. Поэтому первое и самое главное – наладить в разных формах обучение, стажировки, практическую работу в гостиничном бизнесе наших ближайших соседей. И это одна из первых забот властей края и города, договоры на подобные стажировки необходимо пробивать во время различных международных поездок и встреч. Такое обучение могли бы пройти те, кто уже имеет опыт организации туристического бизнеса.

Не менее важна административная поддержка этого бизнеса при решении вопросов, связанных с землей, с инфраструктурой, с энергообеспечением, утилизацией отходов, транспортным сообщением, то есть тем, что сам бизнес никогда не потянет. Мне самому приходилось много ездить по краю, общаться с теми, кто готов и делает этот бизнес собственными руками. Чаще всего они не претендуют на финансовую поддержку, хотя и это было бы неплохо, но есть много проблем, которые не позволяют нормально развиваться таким туристическим центрам из-за отсутствия дорог, тепла, электричества. Кроме всего прочего, беда каждого такого центра в том, что каждый из них автономен, клиентура, как правило, случайная – сегодня густо, а завтра – пусто. Отсюда и неравномерность поступающих доходов, и возможности для развития бизнеса.

А теперь давайте представим себе, что молодые люди – дети тех, кто создавал здесь туристический бизнес, – прошли обучение в Шанхае или Токио. Вернулись домой к тому времени, когда местные власти вместе с краем обеспечили нормальный подъезд к туристическому центру, созданному родителями, включили его в регулярную сеть туристических маршрутов. А сын привез проект переустройства семейного бизнеса на условиях франчайзинга в базу отдыха под известным мировым именем: Holliday Inn, Hyundai или Hyatt. Приезжают туристы из Токио, Осло или Сиднея, их везут по нашей тайге, и вдруг перед ними известный бренд с высоким уровнем сервиса, но в нем обязательно будет присутствовать местная специфика. Вокруг таких точек постепенно будет формироваться комплекс инфраструктуры обслуживания: тепличное хозяйство, птичники, прудовое хозяйство, кролики, прачечная, производство сувениров и так далее. Но это в случае, если туристический поток регулярный, обеспечивается региональным централизованным управлением и поддерживается устойчивыми транспортными компаниями.

Разумеется, это не противоречит тому, что предусматривается в виде крупных инвестиционных проектов, подобных строящейся интегрированной курортно-развлекательной зоне, или тому, что видит губернатор. Важно, что есть непротиворечивое понимание того, что туризм может стать в краткосрочной перспективе одной из главных отраслей региональной экономики: даже если нам удастся привлечь сюда 3 млн туристов и каждый из них здесь с удовольствием оставит хотя бы 1 тысячу долларов, какую долю регионального валового продукта это может составить?

Но одно дело – наши желания, и другое – те ограничения, которые стоят на пути реализации этой программы. Я уж не говорю о состоянии наших дорог по краю, здесь предстоит еще много чего сделать. Но ведь и новый аэропорт сегодня является в некотором роде ограничением: максимум того, что он может принять, – 3 млн туристов в год. Значит, потребуется расширять возможности морского и автомобильного транспорта, да и железнодорожный мог бы со временем взять на себя функцию туристического обслуживания.

Не менее серьезным ограничением является и то, что строительство любого нового отеля должно сопровождаться опережающим обучением обслуживающего персонала. Здание можно возвести за 18 месяцев, а для достижения высокого уровня квалификации потребуется существенно больше. И еще одно ограничение, о котором мы редко задумываемся, – это обеспечение туристов продуктами питания. Что такое 3 млн туристов – это в полтора раза больше населения всего Приморского края. А мы сегодня завозим в край от 40 до 60% продовольствия, при том что значительная часть жителей находится на самообеспечении. Значит, потребуются средства доставки, хранения, переработки. Достаточно ли для этого мощностей холодильников, правда, не для мороженой рыбы – туристы не поймут, почему здесь нет свежей рыбы. Поэтому ориентироваться только на крупный бизнес в развитии туризма – во всяком случае не осмотрительно. Дай бог, чтобы сюда пришли крупные инвесторы, но это не должно происходить в ущерб местному населению, это не должно стать новым импульсом для отъезда еще остающегося здесь населения. Я в этом бизнесе вижу не только финансовую, но, главным образом, социальную и экологическую составляющие. Игорная зона – отличный стимул развития въездного туризма. Только не стоило бы концентрироваться исключительно на одном объекте привлечения туристов.

Создание на Русском места встречи двух культур – европейской и азиатской, размещение здесь наиболее узнаваемых абрисов городов стран АТЭС и России – это то, что сделает Владивосток хорошим местом притяжения для туристов и многочисленных событийных мероприятий. Впрочем, и рядом с бухтой Муравьиной, где строится игорная зона, есть несколько тысяч гектаров земли, там можно организовать национальный парк флоры и фауны Дальнего Востока или хотя бы Уссурийской тайги, где можно было бы увидеть разгуливающего амурского тигра и, возможно, леопарда. Такой популярностью сегодня у горожан пользуется Ботанический сад ДВО РАН, занимающий крошечную территорию. Поэтому в программе предусматривается и игорная зона, и остров Русский, и национальный парк, и спелеотуризм, и маршруты в таежные районы Приморья, экологический и этнографический туризм, рыболовный и сельский туризм, прибавьте сюда пляжный отдых и все, что связано с морем.

А если еще во Владивостоке случится чудо и на месте нефтебазы в районе Первой речки появятся наши Лужники со стадионом не хуже московских; начнет работать спортивно-технический комплекс «Приморское Кольцо» для проведения спортивных мероприятий по техническим видам спорта; горнолыжный курорт на базе «Комета» будет принимать за сезон до полумиллиона посетителей – тогда Приморье со временем сможет претендовать на проведение если не Олимпиады, то уж во всяком случае региональных спортивных соревнований. В этом я вижу составляющие будущего туристического потока в наш край, который даст не только работу, но и составит благополучие его жителей.



Добавить комментарий

Войти через соцсети