Бизнес – территория эволюции духа. Часть 5

Следующий достойный обсуждения аспект человеческой деятельности, необходимый в бизнесе – творчество. Творческая способность входит в разряд высших, при сегодняшнем состоянии сознания, и она крайне редка среди людей. В сознании есть как бы два основных направления мыследеятельности: анализ и синтез. Вся система народного образования направлена на развитие аналитических способностей. Вопросом о том, как и каким местом надо “думать” в процессе творчества не задаются даже при обучении гуманитарным и творческим дисциплинам. Хотя о роли интуиции говорится много. Интуиция – самая большая тайна человеческого сознания. Творчество интуитивно и синтетично по своей природе. Развитие творческих способностей чуть ли не высшая цель жизнедеятельности любого человека, так как прийти к нему можно только через свободу духа, а к ней в свою очередь через любовь, как единственное средство от эгоизма. Бизнес, как нельзя кстати подойдёт для этой цели. В нём много места и мотивов для творчества. О том, как создать организацию, способствующую творческому росту, мы поговорим позже.

Организация, по определению, состоит более чем из одного человека, и обойтись без проблем общения в её работе не удастся. Эффективность коммуникаций (имеется в виду с точки зрения понимания) – залог хороших отношений, что в свою очередь даёт надежду на успех предприятия. Проблемы общения так часто рассматриваются психологией, что добавить к этому что-либо язык не поворачивается. Хотя: Такое понятие как раппорт (термин НЛП) подразумевает глубокое взаимное доверие общающихся, но на чём оно основано объясняет смутно, и всё потому, что бихевиаристическая психология не признаёт души, так как не может её логически объяснить. А главным орудием души в борьбе за свою свободу от самомнения доставшегося ей тела, является её способность любить. Любовь – единственный растворитель эго. Таким образом, эффективное общение необходимо в бизнесе, но без взаимопонимания (которое достигается через любовь) – дело крайне затруднительное. То, насколько получаются коммуникации, очень быстро покажут экономические показатели. Разве не способствует бизнес духовному развитию?

Формирование коллективного самосознания. Мы вплотную приблизились к следующему уровню развития организации – формированию коллективного самосознания. Это качественно иной уровень. Конечно, можно справедливо заметить, что коллективное сознание существует независимо от того, хотим мы этого или нет, но сознание ещё не самосознание. Разница здесь в степени вменяемости. Самосознающая организация может “заявить”: я есмь, и приступить к процессу интеграции себя в общество. Процесс преобразования аморфного коллективного сознания в самосознание выглядит следующим образом. Сначала люди, собравшиеся в силу обстоятельств, невольно разбиваются на группы по взаимным предпочтениям, появляются неформальные лидеры (часто не являющиеся формальными), выстраивается иерархия авторитетности, появляются основные цели (обычно получка и карьера), и главный враг (как правило, начальник). Внутренние энергии в коллективе бродят по кругу и их векторная (т.е. учитывающая направление и силу) сумма по величине близка к нулю, а по направлению постоянно меняется, а в день получки точно указывает на окошко кассы. Если не происходит ничего экстраординарного (типа грядущего сокращения штатов или слухов о смене начальства), то организация потихоньку покрывается плесенью и под этим покровом разворовывается. Стоит только объявить какой-нибудь лозунг или указать на главного конкурента, как тут же болото оживится. Это укажет на то, что не всё ещё потеряно, и можно делать “имплантацию мозга”. Что интересно, эта операция делается руками самого больного и никак иначе, а “доктор” только поддерживает их в районе “головы”. Секрет простой – нужно обозначить объект (не обязательно материальный), на котором будет сосредоточено внимание большинства, и вектора повернутся к нему. То, каким будет объект внимания – чрезвычайно важно. От этого зависит, будут вектора большими или маленькими, созидательными или разрушительными, сложатся вместе или нет, и смогут ли существовать достаточно долго, чтобы потом изменить своё направление. Опыт показывает, что для начала можно “высветить” организационные проблемы (с чего обычно начинают консультанты по управлению). Если это вопрос “больной”, то реакция будет бурной, но важно помнить, что время “операции” строго ограничено, и если Вы не знаете ее план, то она сойдёт на нет, и начать снова можно будет только после того как “зарубцуются старые швы”. Речь идёт о том, что Вы должны будете создать условия для решения тех проблем, которые обозначите и сделать шаг к следующим. Как только коллектив начнёт “выздоравливать” энергий станет так много, что потребуется выводить их наружу (т.е. на внешние цели), и тут нужна домашняя заготовка в виде миссии, стратегии, или хотя бы маркетингового плана. Для активного движения на рынке надо много сил, направленных в точку. Этого можно добиться, только если вектора усилий будут большими по величине, одинаковыми по направлению и чистыми по составу энергии; к тому же эта энергия должна откуда-то поступать. Размер векторов зависит от сознательной силы устремлённости, которая, в свою очередь, является продуктом комплекса мотиваций. Совпадение направлений – это понимание общих задач (заметьте, не знание, а понимание), и согласие их выполнять. Чистота энергий задаётся этикой бизнеса: если конкурентов ненавидят – это одно, если уважают – другое, а если любят – третье. То же самое по отношению к клиентам, партнёрам и т.д. Источником энергии деятельности может быть только внутренний ресурс человека, берущий начало из истинных (иногда несознаваемых) устремлений. Почувствовав свою силу, коллектив потребует свободы, а та в свою очередь принципов, чтобы быть управляемой. Принципы потребуют корпоративной культуры, чтобы иметь основу. Культура потребует ценностей, которые нуждаются в определённом уровне духовного развития (поэтому в тюрьме в основном одни люди, а в монастыре другие). Наличие общих ценностей (не в декларативной форме, а в манифестации), прописанных основ корпоративной культуры, организационных принципов (то же понятных и известных каждому), и общих целей неминуемо формирует реальное коллективное самосознание. А если добавить к этому экранную технологию (изображение где-либо самих себя в действии), то появятся ещё и “глаза”. Когда создаётся организация, обладающая коллективным самосознанием (это должны сделать сами её члены), то вопрос конкуренции для неё перестаёт быть актуальным, вследствие того, что она становится “пластичной” (вплоть до изменения собственной оргструктуры) и саморазвивающейся. Коллективное самосознание имеет способность эволюционировать. Этот процесс очень похож на рост самосознания индивида. Сначала ощущение своего тела – оргструктуры: люди в основной массе сосредоточены на внутренних проблемах, затем отношения налаживаются, вырабатываются принципы, ценности, возникает доверие, основанное на союзе принципов с честностью. Затем формирование отношения к окружающей среде – рынку: вырабатывается маркетинговая политика, отношение к клиентам, партнёрам, возникает то, что называется этикой деловых отношений. И наконец интегрирование себя в социум: осознаётся социальная задача, сам бизнес рассматривается с точки зрения полезности для общества, появляется благотворительность, как осознание причастности к общечеловеческим проблемам. Если попытаться ввести термин “качество коллективного самосознания”, то этим, по аналогии с человеком, будет адекватность “внутренних ощущений”, степень интеграции внутрь и вовне, “глубина” этики в действии, “соосность” ценностей, принципов, культуры, отношений и действий.

Иногда считается, что коллективный разум подавляет индивидуальный. Это так, но вот что это такое, и как происходит, следует рассмотреть. Человечество вообще – образование коллективное, поэтому влияние его сознания на сознание индивида, вопрос неоспоримый. Мало того, вряд ли найдётся человек, чей разум сформировался независимо от социума. Мы все друг от друга зависим, потому, что являемся частями единого целого – человечества. К сожалению, подавляющее число людей, если и относит себя ко всему человечеству, то очень условно, и не ощущает персональной ответственности за действия и мысли остальных. Если бы дела обстояли иначе, то цивилизация была бы совсем иной, чем сейчас – более развитой. Как взвод бежит со скоростью отстающего, так и общество эволюционирует в темпе усреднённого человека. Просто кто-то “тащит”, а кого-то “везут”. Люди, заметно развивающиеся, как правило, не жалуются на давление со стороны остальных, они выше этого. Казалось бы, парадокс – кто прилагает усилия, тому хорошо, а кто не напрягается, стонет. На самом деле, в этом нет ничего удивительного: сила эволюционного потока огромна (она управляет событиями в жизни всех людей), и тот, кто не занимается саморазвитием, плывёт против течения, а потому страдает; а для того, кто “подгребает по течению”, т.е. прилагает усилия к саморазвитию само время имеет другой формат (это называют – у человека вырастают крылья). Для целей персональной эволюции нахождение в обществе – вещь необходимая. Надо лишь выбирать для себя ближайшее окружение из соображений возможности духовного роста, наклонностей (как инструмента развития), своих потенций (учитывая, что надо суметь взять, т.е. понять, и иметь что отдавать), и миссии (т.е. главной задачи своей жизни). В предмете нашего обсуждения – бизнесе, сделать такой выбор не сложно. Разнообразие организаций чрезвычайно велико, и Вы всегда сможете выбрать ту, которая поможет Вам понять мир, и будет состоять, в том числе, и из Вашего сознания, как активного элемента. Если индивидуальность не путать с самостью, то процессу духовного развития человека коллектив не мешает, а содействует.

Построение высокоэффективной организации. Хорошо играть в хоккей, сидя в кресле – заметит иной читатель, и будет прав. Да, идеи существуют в своём пространстве, но формируются в законы и методики только после “выпадения в осадок” материального мира, то есть, после практического апробирования. Возможно, автор не обладает таким опытом, чтобы можно было составить статистический отчёт по всем правилам официального научного подхода, но кое-что он сделал и продолжает работу. К сожалению, времени мало, т.к. русский бизнес в глубокой : яме, серьёзно опошлен, отторгается обществом во главе с правительством и никак не может обрести форму традиций, будучи лишён основ в виде философии, идеи, этики или опыта. Поэтому не остаётся ничего другого, как делиться крохами имеющегося опыта, стремительно складывающегося в философию, способную существенно ускорить эволюцию бизнеса в условиях России.



Добавить комментарий

Войти через соцсети