Важные изменения в обеспечении достоверности ЕГРЮЛ

Федеральным законом №67-ФЗ от 30.03.2015 г. внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Данный документ вступил в силу со дня его официального опубликования – 31 марта 2015 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки. Закон №67-ФЗ от 30.03.2015 г. вносит комплексные изменения в законодательство, направленное на противодействие злоупотреблениям в сфере государственной регистрации юридических лиц. Цель данного закона – обеспечение достоверности самых востребованных федеральных информационных ресурсов – реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Основные изменения, вступившие в силу в 2015 году.

1. Исключены пробелы в правовом регулировании государственной регистрации юридического лица при его ликвидации. Теперь, согласно новой редакции статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в частности абзаца 2 пункта 2 указанной статьи, опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица в специализированном журнале «Вестнике государственной регистрации» может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Введен запрет на государственную регистрацию при ликвидации юридического лица:

  • до завершения судебного разбирательства по иску к такому юридическому лицу;
  • до окончания выездной налоговой проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, и вступления решения по такой проверке в законную силу.

Данное нововведение не позволит организации, имеющей неисполненные обязательства перед бюджетом и внебюджетными фондами, поставщиками, персоналом по заработной плате, ликвидироваться и сняться с налогового учета без урегулирования своих задолженностей в установленном законом порядке.

3. Усилена административная ответственность. Если ранее за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения (часть 4 статьи 14.25 КоАП РФ), должностное лицо привлекалось к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 5 тысяч рублей или дисквалификации на срок до 3 лет, то теперь за данное деяние, а также повторное непредставление или представление недостоверных сведений предусмотрена безальтернативная дисквалификация на срок от одного года до трех лет. Для однократного непредставления или представления недостоверных сведений установлена ответственность в виде штрафа от 5 до 10 тысяч рублей.

В отношении нарушений законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до одного года увеличен срок давности привлечения к административной ответственности. Ранее срок привлечения к административной ответственности составлял не более 2-х месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Кроме того, введена возможность привлечения к административной ответственности не только руководителей организации, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов, но и учредителей (участников) юридических лиц.

4. Изменена уголовная ответственность за регистрацию юридических лиц через подставных лиц. Теперь понятие подставного лица применяется также в отношении лиц, которые являются органами управления юридического лица, при отсутствии у них цели управления юридическим лицом.

Новацией является и то, что преступлением в данной сфере теперь считается не только образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, но и любое внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах.

Согласно изменениям, предоставление и приобретение документов для регистрации юридического лица через подставное лицо теперь в любом случае считается преступлением. Ранее ответственность наступала, только если лицо осознавало, какие преступления, связанные с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом, будут впоследствии совершены с использованием такого юридического лица.

Однако в отношении изменения норм об уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей необходимо учитывать положения части 1 статьи 1.7 КоАП РФ и части первой статьи 9 УК РФ о том, что применяться должна та норма права, которая действовала в момент совершения правонарушения. Это правило относится и к общим нормам об административной ответственности, в том числе срокам давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ) и уточнению понятия должностных лиц-субъектов правонарушения (статья 2.4 КоАП РФ).



Добавить комментарий

Войти через соцсети