Налоговая политика для малого бизнеса России

Роль малого предпринимательства в современной российской экономике трудно переоценить. По ТВ социальная реклама активно пропагандирует этот вид экономической активности граждан, в 2012 году создан институт уполномоченных по защите прав предпринимателей, законодательно закреплены меры развития и поддержки малого предпринимательства. Существует устоявшееся общественное мнение о том, что в качестве налоговых инструментов поддержки малого бизнеса в России были созданы, активно и эффективно применяются сейчас специальные налоговые режимы и налоговые льготы. Среди специальных налоговых режимов выделим такие, как:

  • упрощённая система налогообложения (УСНО),
  • система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД),
  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН),
  • патентная система налогообложения (ПСН) – рассчитана исключительно на ИП без образования юридического лица.

Однако УСНО и ПСН (до 2013 г. налоговый патент был частью УСНО) активно применялись малым бизнесом раньше, ситуация сейчас изменилась. Критерии отнесения субъектов к малому бизнесу существенно возросли, а указанные налоговые режимы как инструменты налогового стимулирования субъектов малого предпринимательства не изменялись и были фактически утрачены.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и Постановлениями Правительства РФ №101 и №702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», установлены стоимостные критерии отнесения предпринимательских структур к субъектам малого предпринимательства, определён также такой подтип малого предприятия, как «микропредприятие» (см. таблицу 1).

Проблема заключается в том, что глава 26.2 НК РФ давно отстала от нормативных правовых актов по развитию малого предпринимательства и позволяет применять специальный налоговый режим УСНО субъектам предпринимательства, если объём годовой их выручки не превышает 60 млн руб. (с учётом коэффициента-дефлятора на 2015 год предельный размер выручки корректируется до 68,82 млн руб.) и средняя численность работников не превышает 100 человек, аналогичная ситуация и с налоговым патентом.

Таким образом получается, что существующие налоговые режимы УСНО и ПСН фактически применимы только для микропредприятий (а с 25.07.2015 – уже и не для всех), а все другие субъекты малого бизнеса остались за бортом этого действительно необходимого инструмента налогового стимулирования. Для примера можно сказать, что глава 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)» не устанавливает ограничений по размеру выручки для предпринимателей, применяющих налоговый режим ЕСХН, есть только требования о минимальной доле выручки от реализации сельскохозяйственной продукции (не менее 70%) в общем объёме продаж, что вполне логично и обосновано.

Полагаю, что назрела необходимость устранения несоответствий в НК РФ и в Постановлении Правительства РФ от 13.07.15 г. №702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», а также увеличения суммы максимальной годовой выручки для применения упрощённой системы налогообложения и патентной системы налогообложения, хотя бы минимум в 4 раза, что позволит усилить поддержу малого бизнеса и приведет к увеличению предпринимательской активности, росту экономики регионов и страны в целом. Считаю необходимым гармонизировать нормативно-правовые акты по поддержке малого бизнеса с законодательством по налогам и сборам РФ. Эту идею мы сейчас активно обсуждаем на площадках Общероссийского народного фронта и в деловых кругах с целью дать рекомендации по выходу с законодательной инициативой соответствующим субъектам.

Продолжение следует



Добавить комментарий

Войти через соцсети