Об изменениях законодательства в сфере регистрации ИП и юридических лиц
Усилена уголовная и административная ответственность в сфере государственной регистрации, об этом и о других изменениях законодательства в сфере регистрации рассказывает начальник отдела регистрации и учета налогоплательщиков Управления ФНС России по Приморскому краю Сергей Павлович Гудков.
В целом цель изменений – это обеспечение достоверности самых востребованных федеральных информационных ресурсов – реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Главные изменения связаны с принятым Федеральным законом №67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Данный закон вступил в силу со дня его официального опубликования – 31.03.2015 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки, и вносит комплексные изменения в законодательство, направленные на противодействие злоупотреблениям в сфере государственной регистрации юридических лиц.
Следует остановится на изменениях, вступивших в силу 31.03.2015.
Изменяется уголовная ответственность за регистрацию юридических лиц через подставных лиц. Теперь понятие подставного лица применяется также в отношении лиц, которые являются органами управления юридического лица, при отсутствии у них цели управления юридическим лицом. Преступлением теперь считается не только образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, но и любое последующее внесение в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о подставных лицах.
Согласно изменениям, предоставление и приобретение документов для регистрации юридического лица через подставное лицо теперь в любом случае считается преступлением. Напомню, что ранее ответственность наступала только если лицо осознавало, какие преступления, связанные с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом, будут впоследствии совершены с использованием такого юридического лица.
Указанные изменения направлены на обеспечение достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, а также на повышение эффективности взаимодействия налоговых и правоохранительных органов при применении уголовной ответственности за фальсификацию Единого государственного реестра юридических лиц.
Законодательно исключены пробелы в правовом регулировании государственной регистрации юридического лица при его ликвидации.
Так, исключена возможность внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица до истечения двухмесячного срока со дня внесения записи в ЕГРЮЛ о начале ликвидации.
Далее, введен запрет на государственную регистрацию при ликвидации юридического лица – до завершения судебного разбирательства по иску к такому юридическому лицу; до окончания выездной налоговой проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации и вступления решения по такой проверке в законную силу.
Нельзя не остановиться на том, что усилена административная ответственность.
За представление заведомо ложных сведений для внесения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также повторное непредставление или представление недостоверных сведений предусмотрена безальтернативная дисквалификация на срок от одного года до трех лет. Для однократного непредставления или представления недостоверных сведений установлена ответственность в виде штрафа от пяти до десяти тысяч рублей.
Ранее за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения (часть 4 статьи 14.25 КоАП РФ), должностное лицо привлекалось к административной ответственности в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или дисквалификации на срок до трех лет.
В отношении нарушений законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до одного года увеличен срок давности привлечения к административной ответственности. Ранее срок давности привлечения к ответственности составлял не более 2-х месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Сейчас имеется возможность привлечения к административной ответственности учредителей (участников) юридических лиц, а также введена возможность проведения административного расследования в отношении нарушений законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Указанные изменения направлены на обеспечение достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, а также на повышение эффективности взаимодействия налоговых и правоохранительных органов при применении уголовной ответственности за фальсификацию Единого государственного реестра юридических лиц.
Важную роль при пресечении незаконной деятельности организаций-«однодневок» играет сотрудничество налоговой службы с правоохранительными органами. Службой ведется активная работа по направлению в правоохранительные органы материалов, указывающих на совершение преступлений в сфере государственной регистрации юридических лиц, связанных с предоставлением заведомо ложных сведений для фальсификации Единого государственного реестра юридических лиц.
В 2014 году налоговыми органами Приморского края в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Приморскому краю, Управление МВД России по Приморскому краю и их территориальные подразделения направлено 46 заявлений об обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений. Как правило, преступления связаны с предоставлением ложных сведений о руководителе, учредителе организации для внесения в ЕГРЮЛ, незаконным образованием юридического лица через подставное лицо, незаконным использованием документов для образования юрлица. В 6 случаях заявления направлены в отношении организаций, изменивших адрес места нахождения на территорию Приморского края из других субъектов Российской Федерации, так называемые организации-«мигранты».
Из общего количества направленных для возбуждения уголовного дела материалов, постановление о возбуждении уголовного дела вынесено по 3 заявлениям.