Агломерация «Большой Владивосток»

Продолжение
Начало в №03 (185)
март 2015

…Геоэкономический аспект рассматривается с позиций делового города, где размещаются международные деловые и финансовые центры, офисы крупнейших компаний. Новая команда управленцев Министерства по развитию Дальнего Востока решительно настроена на экспорт ресурсов, и их понять можно, результат нужен уже вчера. С точки зрения перспективы задача состоит в том, чтобы здесь начинать формирование технологической базы, позволяющей использовать природные ресурсы суши и океана Дальнего Востока для развития здесь космической отрасли и морехозяйственной деятельности в широком смысле слова.

Геокультурный аспект получает свое воплощение в созданном на острове Русский Дальневосточном федеральном университете, хотя его название является отражением старой парадигмы. В новой же это могло бы звучать как «Азиатско-Тихоокеанский Русский Университет». Остров Русский должен стать площадкой международного взаимодействия, где могли бы быть представлены города экономик АТЭС и наиболее значимые города России.

С этой точки зрения федеральная подпрограмма «Владивосток как центр международного взаимодействия» (2009 год) была преимущественно техническим документом с перечнем объектов для международного мероприятия. Теперь же нужен документ, в котором бы закреплялась за Владивостоком функция российского политического центра в Азии, в котором восточный вектор развития России в ХХI веке стал бы определяющим геополитическим вектором.

Итак, прежде всего необходим политический документ, фиксирующий долгосрочную восточную политику России. За последние годы проделаны значительные шаги в этом направлении, но, как представляется, в Министерстве Дальнего Востока должно обязательно быть подразделение, главной функцией которого является разработка стратегической перспективы региона.

Территориальные границы нового субъекта федерации следует рассматривать в пределах Владивостокской агломерации, ограниченных водосборным бассейном залива Петра Великого. Не менее важным вопросом, который должен быть решен на федеральном уровне, является включение в состав агломерации акватории части залива Петра Великого, придающей целостность жизненного пространства города с единым управленческим центром.

К настоящему времени возникают новые виды производств, прежние и морально, и физически устарели и требуют замены. Поэтому управленческие усилия должны быть направлены на формирование будущего, а главное, высокоэффективного разделения труда, которое и станет каркасом агломерации, будущего глобального города. Этим требованиям должна отвечать транспортная инфраструктура, а высокий уровень подвижности населения наполнит жизнью все пространство агломерации. Остается открытым вопрос о перераспределении некоторых функций между Владивостоком и входящими в состав агломерации поселениями, на который не может быть простого и однозначного ответа. Потребуется моделирование ситуации, современные возможности позволяют «проиграть» разные варианты с определением наиболее оптимальных решений.

Вместе с тем, не вызывает сомнений, что главным направлением территориального развития Владивостока является движение на север, то есть выход за пределы полуострова Муравьева-Амурского. И в этом движении есть две составляющие: размещение производств и селитьбы. К этому следует поощрять и бизнес и осуществлять последовательный вывод за пределы городского центра жилья за счет преимущественно малоэтажной жилой застройки. По мере снятия нагрузки с центральной части появляется возможность реконструкции исторического центра. Он должен стать привлекательным для размещения здесь банков, офисов крупных компаний, гостиниц, музеев, театров, выставочных комплексов – сочетание деловой и туристической зон. Придавая городу современный вид, важно бережно отнестись к его историческому наследию, сохраняя и восстанавливая все то, что оставили нам предыдущие поколения. Стратегический ориентир на развитие туристической отрасли оправдан прежде всего тем, что при относительно небольших вложениях и довольно быстрой отдаче можно не только обеспечить рост социально-инфраструктурного потенциала, но и обеспечить городу накопления для дальнейшего развития. Такой подход будет служить хорошим стимулом для привлечения инвестиций, и в то же время будет способствовать притоку сюда новых рабочих рук, особенно в сфере обслуживания.

Городу необходим долгосрочный план рекультивации всех водных акваторий, начиная с бухты Золотой Рог и заканчивая реками (Первой, Второй, Седанки, Черной, Богатой и т.д.). Потребуется пересмотреть отношение к существующим производствам как вдоль морских бухт и заливов, так и по основным долинам (особенно, долина Первой речки). Часть функций может быть передана в Большой Камень, Славянку или Находку, часть – может быть перепрофилирована или ликвидирована полностью. Особо тщательного экономического анализа потребуют порты Владивостока (морской торговый, рыбный, нефтеналивной и т.д.) – насколько экономическая отдача, затраты на их расширение, реконструкцию будут сопоставимы, например, с превращением этих акваторий в рекреационную зону, что выигрывает или проигрывает при этом город.

Особого подхода требует разработка концепции развития острова Русский. Нереализованный концепт Особой зоны московских разработчиков при всей тщательности технических деталей проекта, тем не менее не отвечает представлению о глобальном городе. Гораздо привлекательнее выглядит идея превратить остров Русский в площадку международных коммуникаций, предоставив возможность разместить здесь культурные центры стран АТЭС, и с другой стороны, предоставив такую возможность показать во всем многообразии такому же числу российских городов. По мере развития международного взаимодействия здесь могут быть обустроены и площадки международной электронной торговли, обмена информацией, технологиями, совместными разработками на базе ДВФУ и ДВО РАН.

Необходимо серьезное изучение размещения населения вдоль акватории Амурского залива. По некоторым оценкам, территория Владивостокской агломерации в пределах водосборного бассейна достаточна для размещения от 2,5 до 3 млн человек. Выход за пределы ограниченной территории полуострова Муравьева-Амурского позволяет решить многие проблемы жилищно-коммунального хозяйства, открывает возможности для развития малого бизнеса и в какой-то мере может решить еще и продовольственные проблемы. При таком подходе возникает вопрос: «Актуальность какого моста для Владивостока более значима – вдоль Амурского залива или поперек?» Если сегодня аргументом в пользу строительства ВКАД (Владивостокской кольцевой автодороги) является потребность в перевалке 12 млн тонн портовых грузов, с перспективой роста этих объемов в два и даже в три раза, все равно это не сопоставимо с портами Китая, Южной Кореи или Сингапура. Так может быть проще решить задачу перераспределения этой грузовой базы между портами, входящими в агломерацию, а здесь по мере рекультивации акватории специализироваться на пассажирском, яхтенном и туристическом бизнесе?

Актуальность разработки нового генерального плана Владивостока совершенно очевидна, и его качество во многом зависит от той концепции, которая будет положена в его основу. Еще совсем недавно строительство моста через бухту Золотой Рог казалось безумной фантастикой, не говоря уже о том, что таким мостовым сооружением остров Русский будет соединен с материком. И ни в одном из подобных документов не содержалось указаний на то, куда и как получит развитие город. То, что происходило на наших глазах в последние 6-7 лет, из области мечтаний сегодня стало реальностью, которой мы пока слабо воспользовались.

С этих позиций могут быть найдены ответы на вопросы о том, какая территория может рассчитывать на преференции, что следует понимать под территорией опережающего социально-экономического развития, для чего и где должен работать режим свободного порта, с кем и как мы конкурируем, какие цели и задачи ставим перед собой как на ближайшую, так и на более отдаленную перспективу.

Поэтому задача, с одной стороны, в том, чтобы осознать ценность того, что нам уже досталось, а с другой – не останавливаться на достигнутом, создавать проекты, которые поднимают Владивосток до глобального города. А для этого требуется разработка принципиально новой концепции развития города Владивостока как столицы Тихоокеанской России, реализацию которой нужно начать после обсуждения на разных уровнях, чтобы не отстать еще на двадцать лет.



Добавить комментарий

Войти через соцсети