Кризис организации. Как избежать разрушения

Бизнес делают не деньги, бизнес делают идеи

Недавно из переписки с Ириной Лифановой мы в редакции узнали, что ушел из жизни Владимир Викторович Лифанов – автор и ведущий семинаров-тренингов «Основы управления», «Формирование психологической защищенности», «Организационное обеспечение успешности предприятия» и многих других уникальных разработок в сфере комплексной диагностики предприятия (работа с персоналом, структурирование, развитие организации).

В настоящее время Ирина Лифанова продолжает внедрять уникальную методику определения уровня развития организационного ресурса компании, на основании которой определяются первоочередные действия и задачи. Это возможно и дистанционно, через скайп. По всем вопросам можно обратиться к ней по электронной почте: lvikt@list.ru. (Ред.)

Каждая организация, независимо от вида деятельности, через каждые 4-5 лет (начиная с момента активной деятельности) проходит кризисный период. Его невозможно ни отменить, ни отодвинуть. Кризисный период можно только ускорить непродуманными действиями руководителя (если Вы хотите разрушить организацию, внедрите одновременно 5 изменений!). Его можно пройти очень трудно, вплоть до развала организации, а можно – гораздо легче.

Понимая, что кризисный период неизбежен, к нему необходимо готовиться заранее. Руководители всех подразделений во главе с 1-м лицом фирмы должны заранее составить перечень действий при подготовке к кризисному периоду и перечень действий, необходимых непосредственно в сам кризисный период. Сам кризисный период обычно длится 1-1,5 года. Организация либо выходит из этого состояния на подъеме и идет в развитие, либо наступает стагнация и разрушение.

В кризисный период все чувствуют, что дела идут плохо, но почему и что с этим делать, не знают. Наличие кризиса можно определить по следующим признакам:

  • недоверие к руководству на всех уровнях организации;
  • блокирование информации;
  • нижение или отсутствие мотивации к производительному труду.

Основные причины кризиса организации:

  1. Длительная (4-5 лет) успешная работа организации. Сотрудники расслабляются и полагают, что теперь так будет всегда.
  2. Переход в зону так называемого жесткого структурирования, когда каждое подразделение замыкается само на себя и его не интересуют результаты в других подразделениях.
  3. Формирование стереотипного мышления и действий руководителей организации.
  4. Стойкое желание большинства персонала работать строго по нормам и правилам, отсутствие творческого подхода.
  5. Непонимание и (или) неумение, нежелание постоянно проводить в организации изменения, адекватно отражающие изменения внешней среды.
  6. Нарушение или отсутствие первичного принципа подбора персонала:
    • профессионализм;
    • ответственность;
    • умение быть партнером. Причем последнее наиболее важно, и при прочих равных условиях, отдавать предпочтение стоит именно ему.
  7. Отсутствие обучения персонала, обеспечивающего развитие организации.
  8. Пресыщенность (психологическая усталость) владельцев-руководителей.
  9. Конфликт между акционерами или учредителями.

Для выхода из кризиса необходимы новые идеи, если их нет, то никакие финансовые дотации не помогут. Чтобы появились новые идеи, необходимо уходить от прежних стереотипов, даже и успешных. Обязательное условие – изменение мышления сотрудников. Чтобы изменить мышление, необходимо обучение, ничего другого человечество пока что не придумало. Если сотрудники будут продолжать мыслить прежними категориями, новым идеям просто неоткуда будет взяться.

Для подготовки к кризисному периоду целесообразно регулярно нарабатывать новые виды деятельности, постоянно проводить обучение сотрудников, нарабатывать перечень так называемых внешних и внутренних угроз, оценку текущего состояния формы и определение наиболее проблемных участков.

Постулаты бизнеса:

  • Для того чтобы построить успешно действующую организацию, необходимо знать основы формирования бизнеса.
  • Чтобы организация или предприятие были успешны, следует знать и соблюдать ряд основополагающих правил:
    • зачем мне нужен этот бизнес;
    • готов ли я к организации данного бизнеса;
    • есть ли у меня основные знания по организации своего дела.
  • В самом начале создания организации необходимо понимать, что бизнес делают не деньги, бизнес делают идеи. Четко сформулируйте идею Вашего бизнеса и проанализируйте, какая польза от этого вида деятельности для окружающих и какие ресурсы необходимы для того, чтобы организация развивалась. Если после анализа Вы убедились, что данный вид деятельности можно и нужно организовывать, ваша идея становится целью и вы создаете организацию, которая должна активно развиваться и быть полезной обществу. И приносить прибыль.
  • Независимость. Стремление к независимости, личной и в бизнесе, – это непонимание того, что в природе независимости не существует. Особенно это относится к организации. Любой бизнес возможен только с учетом естественной, нормальной зависимости как во внутренней среде, так и во внешней.
  • С самого начала создания организации необходимо понимание того, что создаваемая фирма должна постоянно развиваться, если не будет развития, то неизбежна деградация. Третьего не дано.
  • Все действия в организации необходимо строить рационально, учитывая, что время – это невосполнимый ресурс.
  • Конкурентная борьба. В этом термине происходит сочетание несочетаемого; конкуренция – это творческий процесс, работа внутри организации по созданию, поддержанию и развитию данного бизнеса во внешней среде. Борьба всегда направлена на разрушение соперников. Естественно, что эти действия в отношении соперников, в конечном итоге, неизбежно оборачиваются против нас. Борьба – это самая затратная и разрушительная стратегия в бизнесе.

По всем вопросам организации тренингов по этой теме можно обратиться к Ирине Лифановой по электронной почте: lvikt@list.ru



Добавить комментарий

Войти через соцсети