25-летняя цикличность кризисов в экономике России в XX веке

Все кризисы ХХ в. пришли в Россию извне

В прошлой статье «Кризис в головах лиц, принимающих решение» («Клуб Директоров» №184, февраль 2015) я попытался объяснить, что причина кризисов – неадекватный менеджмент системы, применяемый для конкретного момента времени. В этой статье сделана попытка развить этот тезис на примере цикличности экономики России. Предлагаю к рассмотрению гипотезу о 25-летней цикличности развития экономики России (СССР). Начнем с последнего полуцикла, изученного Н.Д. Кондратьевым, «повышательной волне» после кризиса 1890-х.

Цикл с 1890 г. по 1915 г. Прежде всего, это был период сращивания банковского и промышленного капитала. Приток иностранных капиталов при достаточно сильном контроле государственного управления в российскую экономику направлялся в промышленность, главным образом, в тяжелую. Развитие промышленности, строительство железных дорог, столыпинская реформа в сельском хозяйстве и другие меры привели к тому, что 1913 год для царской России был лучшим.

Цикл 1915-1940 гг. 1914 год – вступление России в I Мировую войну. Начало кризиса характеризуется резким истощением экономики. В последующем произошли Октябрьская революция 1917 г., гражданская война, интервенция иностранных государств. Затем была эпоха ускоренной индустриализации на основе централизованного управления, которая практически вывела страну на передовой по тем временам уровень промышленного развития. Итог – развитие энергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической промышленности, удобрений. Произошло превращение страны из аграрной в индустриальную, обеспечение ее экономической независимости и укрепление обороноспособности. В целом, период характеризуется жесткой централизацией управления экономикой.

Цикл 1941-1965 гг. Первые полгода войны с фашистской Германией были самыми трудными для советской экономики. Промышленное производство сократилось более чем в два раза, прокат черных металлов – в три раза, цветных металлов – в 430 раз, производство шарикоподшипников – в 21 раз. Резко сократилось производство самолетов, танков, боеприпасов, поскольку в это время основные мощности по их производству перебрасывались на восток страны. Эвакуация промышленных мощностей, воссоздание практически второй индустрии на Урале, в Сибири, Средней Азии, Казахстане. Было перемещено 2593 предприятия.

В дальнейшем после окончания войны требовалось скорейшее восстановление народного хозяйства. Только в результате реформы 1957 г., с образованием совнархозов – региональных экономических правительств – была преодолена чрезмерная централизация управления. И это в условиях усиливающейся конфронтации с капиталистическими странами.

Цикл 1966-1990 гг. Начало очередного кризиса вследствие слабой эффективности экономики и истощения ее в «холодной войне». Советский Союз проиграл «холодную войну» экономически. Вследствие этого в очередной раз существенно снизился уровень жизни населения. Это усугублялось чехардой со сменой стареющих первых лиц в управлении страной. Отсутствие долгосрочной стратегии, планирование «от достигнутого» привело к тому, что ресурсы экстенсивного роста экономики истощились и темпы роста ключевого показателя эффективности – производительности труда – приблизились к нулю.

Попытка изменить ситуацию под названием «Горбачевская перестройка» в период 1985-1987 гг. успеха не имела.

Цикл 1991-2015 гг. На базе теоретических рассуждений, пришедших из-за рубежа, произошла смена парадигмы государственного менеджмента «сверху» на базе монетарных идей управления экономики. В результате такой идеологической диверсии развалился Советский Союз.

В конце 1991 г. правительство РФ, возглавляемое Е.Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ – «шоковой терапии». Важное место в программе реформирования экономики занимало «освобождение» экономики из-под контроля государства. Априорно предполагалось, что государство – «неэффективный хозяйственник». За государством сохранилось регулирование цен лишь на некоторые товары и продукцию производственно-технического назначения. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составил 50% от уровня 1990 г.

Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно быть превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 тыс. промышленных предприятий. Ваучерная приватизация 1992-1994 гг., «грабительская», по выражению журнала «Economist», привели к потере государственным сектором ведущей роли в экономике. Сейчас в собственности государства находится всего около 15% всех активов. Для сравнения: в Германии – 40-45%, в США – около 30%. Россия превратилась практически в сырьевой придаток развитых стран, к которым уже можно отнести и Китай.

За 25 лет кризисных реформ экономика России так и не вышла на уровень 1990 г. и перманентно существует на уровне 60-70%. Темпы роста экономики составляли в 2014 г. 1,5%. То же самое можно сказать и о темпах развития Приморского края. Здесь темпы роста экономики, по данным годового доклада губернатора В.В. Миклушевского, составили в 2014 г 1,5% (в промышленности – 0,8%), что успокаивает – не отстаем от российских показателей. Однако, эти данные показывают тем, кто умеет считать, что при существующих темпах инфляции – 15%, реальное падение производства составляет 12%. Фактически, мы сейчас на пороге нового глубокого кризисного цикла, который начинается с меньшего стартового уровня.

Какие выводы из этих рассуждений?

  1. Все кризисы ХХ в. пришли в Россию извне.
  2. Главной причиной кризисов в России в XX веке всегда лежали недостатки в управлении экономикой и неверные стратегические решения.
  3. Каждый цикл требовал соответствующего изменения в системе управления.
  4. Глубина изменения парадигмы менеджмента определялась теми утратами, которые появлялись вследствие кризиса.
  5. Монетарные меры управления экономикой, которые широко используются в России, не дали реально ожидаемых темпов роста.

Что делать?

Простых ответов нет, естественно. Можно предложить для обсуждения следующие пункты:

  1. Следует существенно менять институциональные основы нынешнего хозяйства, с учетом объективных изменений в условиях России.
  2. Следует создавать элементы централизованной экономики по ключевым отраслям промышленности: космос, авиастроение, судостроение.
  3. Следует создавать условия реального управления экономикой всеми государственными структурами: реальная власть должна иметь оперативные средства воздействия на экономику.
  4. Надо быстро признавать ошибки менеджмента и формировать новую парадигму менеджмента исходя из целей развития экономики России в интересах граждан, с целью повышения эффективности экономики, по сравнению с предыдущими циклами.


Добавить комментарий

Войти через соцсети