Агломерация «Большой Владивосток»

Имеющий путь никогда не поступает «потому, что».
н всегда поступает «для того, чтобы».
Самое слабое «для того, чтобы» сильнее самого сильного «потому, что».

После саммита АТЭС родилось немало проектов и идей, часть из которых уже реализованы, другие – в режиме подготовки к реализации. Это и уровень вице-премьера правительства Полномочного представителя Президента РФ в ДФО. И Министерство развития Дальнего Востока, разнесенное по трем точкам, и обозначенные стратегические направления развития региона. Это объявленный Президентом РФ Дальний Восток в качестве приоритета на весь ХХI век, его пристальное внимание к региону. Это и идея создания территории опережающего социально-экономического развития, которая в относительно короткие сроки обрела форму федерального закона. Обсуждается формирование Владивостокской агломерации, на высшем уровне озвучена мысль о придании Владивостоку статуса свободного порта. Мотивация для закрепления населения в регионе – каждому по гектару земли.

Эти и многие другие решения вроде бы масштабны и ориентированы на привлечение сюда инвестиций и населения. Но экспертное сообщество сдержано в оценках – не хватает целостного понимания и региона, и стратегии его развития. Любая свежая идея, подобно только что рожденному человеку, который не в состоянии ни стоять, ни говорить, является предметом критики. Но в данном случае сохраняется ощущение хаотичного набора мероприятий, у которых нет связности. Примером тому подготовка к саммиту, изобиловавшая экспромтами, с колоссальными издержками, неудобствами для строителей и жизни горожан, – важно было создать впечатление, а что будет потом… – с этим мы и живем.

Этот стиль сохраняется и сегодня. И проблема в том, чтобы меры по ускорению социально-экономической жизни в регионе, который за последние десятилетия катастрофически потерял и население, и экономический потенциал, из разрозненных, спонтанных перевести в осмысленный режим, руководствоваться системным подходом, объединяя прошлое, настоящее и будущее, точно формулируя стратегические цели в сочетании с тактическими задачами, направленными на их достижение, реально оценивая свои возможности, стремясь к максимальному эффекту с минимальными издержками, мобилизуя волю всех и каждого на достижение общего результата.

Собственно, все это в полной мере относится к возникшему желанию управлять развитием Владивостокской агломерацией. С одной стороны, радует, что идеи, сформулированные двадцать лет назад, начинают претворяться в жизнь, а с другой – уже первые документы и комментарии официальных лиц о целях и задачах агломерационного развития серьезно настораживают: о том ли думают, о том ли говорят, то ли делают? Владивостокская агломерация возникла не сегодня, и территория юга Приморья уже давно сплетена тысячами нитей хозяйственных, трудовых и социальных связей, ситуация здесь принципиально менялась как минимум дважды: когда город стал открытым, и когда было принято решение о проведении саммита АТЭС. Новым этапом в истории города становится решительный поворот России на Восток. И собственно именно эти обстоятельства лежат в основании агломерации и представлений о будущем Владивостока.

Освоение Владивостока начиналось с моря: на берегу бухты Золотой Рог возник военный пост, а потом и город. Естественной границей поселения был вынесенный на окраину погост. Сначала – Покровский парк. По мере роста города граница отодвинулась в район Моргородка. Другой окраиной стало Морское кладбище. На вытянутом вдоль двух заливов полуострове иного направления для развития не придумаешь, и город двинулся вглубь материка на Север.

Новой границей стал 14-й километр, теперь город шагнул уже и на 30-ти километровую отметку. Следы городского развития со временем теряются, а кто-то об этих границах даже не подозревает. Где граница Владивостока или складывающейся агломерации будут, скажем, завтра, через 50 лет? Вопрос о границе не из области академического любопытства, а прежде всего, сохранения территориальной целостности без потери управляемости процессами социально-экономического развития.

«Агломерация возникает тогда, когда концентрация городских видов деятельности выходит за пределы административных границ и распространяется за соседние населенные пункты» (М. Руже,1973). «… Компактные скопления территориально сосредоточенных городов и других населенных мест, которые в процессе своего роста сближаются (иногда срастаются) и между которыми усиливаются многообразные хозяйственные, трудовые и культурно-бытовые взаимосвязи» (Богорад Д.И. Районная планировка. Вопросы планировки промышленных районов. М., 1960).

«Городская агломерация – это компактная и относительно развитая совокупность дополняющих друг друга городских и сельских поселений, группирующихся вокруг одного или нескольких мощных городов-ядер и объединенных многообразными и интенсивными связями в сложное и динамическое единство; это тот ареал, то пространство потенциальных и реальных взаимодействий, в которое вписывается недельный жизненный цикл большинства жителей современного крупного города и его спутниковой зоны» (Полян П.М. Методика выделения и анализа опорного каркаса расселения. М., 1988. Ч. 1).

Выдержки из работ специалистов, с выделенными мною ключевыми характеристиками, приведены для точного понимания обсуждаемого предмета. Кстати, на территории Дальнего Востока Владивостокская агломерация – единственная, отвечающая данному определению (всего в России насчитывается 52, из которых в азиатской части страны 9 агломераций). Для поселений в составе агломераций характерна концентрация научного, экономического потенциала, широкий набор услуг, более высокий уровень жизни, культуры; высокая степень использования трудовых ресурсов и возможность выбора мест приложения труда. То есть городские агломерации являются точками роста.

Важно также обратить внимание на новое понятие – глобальные города. В преддверии IV Московского урбанистического форума Г. Кларк и Т. Мунен провели исследование «Глобальные города и национальные государства: новый курс на партнерство в 21 веке», в котором, в частности, отмечают, что глобальные города «отличаются высокой концентрацией отраслей экономики, имеющих глобально интегрированную цепочку создания стоимости: банковское дело, производство электроники, ИКТ, телекоммуникации, автомобильная промышленность и туризм. Здесь располагаются национальные, региональные и центральные штаб-квартиры международных компаний. Развитый рынок труда и высокая производительность притягивают потоки внутренних и внешних мигрантов, а политическое и культурное значение делает их популярными туристическими и транспортными центрами. Обычно в глобальных городах располагаются крупные научные и образовательные учреждения, объекты культуры и досуга. Глобальные города не всегда являются национальными столицами. Некоторые федеративные государства намеренно создали альтернативные столицы»…

И еще одна выдержка из данного исследования, будто бы для нас: «По мере роста город выходит за рамки установленных границ, а сфера его экономического и социального влияния становится все шире. Национальные правительства и региональные власти должны адекватно реагировать на это явление. Результатом отсутствия реакции могут стать серьезные и дорогостоящие провалы во взаимодействии соседних муниципалитетов, которые независимы друг от друга в политическом отношении, но функционально взаимозависимы и имеют единое деловое сообщество, рынок труда, платформу инфраструктуры и жилищную систему. Есть ряд мер, с помощью которых национальные правительства и региональные власти смогут адаптироваться к росту городских регионов: изменение границ городов, создание дополнительных координационных органов, реформирование системы городского управления или создание других стимулов для сотрудничества».

Что такое Владивостокская агломерация сегодня? – Железнодорожная связь и автомагистрали, международный аэропорт в 50 км от города, индустриальное домостроение, единая электроэнергетика, водохранилище и 80-ти километровый водовод, склады и промышленная зона, сельское хозяйство и тепличные хозяйства, туристические базы, десятки тысяч земельных участков жителей Владивостока на территориях Надеждинского, Хасанского, Шкотовского районов, повседневные маятниковые трудовые миграции, массовая автомобилизация населения – все это давно превратило территорию юга Приморья в единое агломерационное пространство. В начале 90-х годов депутаты Владивостокского городского Совета народных депутатов с группой ученых разработали «Концепцию экономического развития Южного Приморья «Большой Владивосток». Уже тогда границы агломерации рассматривались в пределах водосборного бассейна залива Петра Великого. Для многих это казалось не просто фантазией, а откровенным бредом. Но инфраструктурные проекты к саммиту АТЭС превратили неосязаемое пространство агломерации в реальность, которой теперь хотят управлять.

О намерениях краевых и муниципальных властей по поводу агломерации можно судить по двум документам: принятому Законодательным Собранием Приморского края Закону и Соглашению, подписанному губернатором и главами муниципалитетов. Этому предшествовал объявленный Министерством регионального развития конкурс на привлечение федеральных денег для инфраструктурного обустройства агломерационных связей. Деньги никогда лишними не бывают, заявку краевая администрация направила, но концептуально позиция была неустойчивой: то нарисовали три агломерации – Владивостокская, Находкинская и Уссурийская. Потом их объединили в одну. Наконец, остановились на территориях близких к Владивостоку, отказав при этом Хасанскому району. Законодательное Собрание принимает Закон Приморского края за №497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края». Долгое название и 8-ми страничный текст закона по смыслу укладываются в два предложения: субъект федерации берет на себя полномочия по утверждению схем водоснабжения и водоотведения, подготовке генеральных планов, правил землепользования и застройки, а также «разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции». А муниципалитеты берут на себя обязательства по «организации и проведению публичных слушаний». Это перераспределение полномочий закрепляется еще и подписанным в торжественной обстановке Соглашением №30 «О создании Владивостокской агломерации» между губернатором и главами четырех муниципалитетов.

Справедливости ради необходимо отметить, что в тексте Соглашения есть и статья, в которой высокие договаривающиеся стороны собираются разработать концепцию социально-экономического развития Владивостокской агломерации. Выяснить, в каком направлении и как будет развиваться эта территория, еще только предстоит, но полномочия по принципиальным позициям (земля, инфраструктура, градостроительство и плюс реклама!) уже распределены. Координирующим органом будет межмуниципальный совет, состоящий из тех же фигурантов. Нет сомнений в искренности намерений всех участников создания управленческого механизма агломерации, пока из этих документов следует только одно: стремление сконцентрировать в одних руках возможные федеральные вливания для осуществления крупных инфраструктурных проектов. И этот мотив является главным, все остальное – потом: какой будет эта агломерация, зачем и что все это даст. Внешне – все правильно – такими проектами управлять нужно из единого центра, но много ли примеров эффективного, рачительного распоряжения финансовыми ресурсами. И дело не в том, что нечисты на руку подрядчики, а, прежде всего, в том, что в большинстве проектов декларируемые цели и задачи не совпадают с истинными намерениями ни заказчика, ни исполнителя. Говорим – агломерация, а подразумеваем – деньги, а их всегда на всех не хватает…

А можно ли предложить иной сценарий развития событий? Что, собственно, имеется в виду, когда говорим о повышении эффективности Владивостокской агломерации? – Для начала стоило бы посмотреть, что было сделано ранее. Еще живы, и дай им бог здоровья, многие из тех, кто разрабатывал концепцию «Большого Владивостока» (В. Аникеев, П. Бакланов, Я. Семенихин, Б. Преображенский, В. Савалей, В. Преловский, Е. Мельников, П. Девятинин, С. Ячин и другие). Если бы их спросили, с высоты прошедших десятилетий они могли бы показать, что главное в организации и механизмах управления агломерационным развитием.

Да, в те годы, Владивосток, не осознав в полной мере положения открытого города, особенно нуждался в доказательствах своей миссии как центра международных коммуникаций России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Сегодня это уже куда как более очевидно: в каких еще городах открыто два десятка дипломатических представительств других стран, какой из городов азиатской России притягивает к себе иностранцев больше, чем Владивосток? – Но, находясь внутри, и погрузившись в повседневные проблемы, мы так и приняли это как ресурс развития, делаем далеко не все, чтобы международные связи для города были приоритетом и работали на нас. Доказательств тому много: чего стоит тезис о «полицентрической агломерации», подразумевающий, что среди тяготеющих друг к другу городов нет явного лидера, который и является основным источником агломерационных связей. Уже второй губернатор не признает за Владивостоком права быть столицей Приморского края. А подписанное ныне Соглашение уравнивает Владивосток с другими муниципалитетами.

Продолжение следует



Добавить комментарий

Войти через соцсети