Банки… Менеджмент… Образование… – Мифы и Разрывы

“В России НИЗКИЙ уровень управленческой культуры общества является ГЛАВНЫМ тормозом развития государства. Выходом из сложившейся ситуации является ТОТАЛЬНЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ народа …”

ФиратГаллямов

Ступени качественного эволюционирования мирового менеджмента представлены на Рис. 1 данной статьи в качестве иллюстрации к размышлениям по поводу причин НЕЭФФЕКТИВНОСТИ российского менеджмента и поиска выходов из сложившейся ситуации. Кроме этих ступеней эволюции мирового менеджмента, в последнее десятилетие XX века, достаточно четко проявились Переходы 1 и 2, – те области, в которых в сложных условиях суперпозиционирования разных управленческих культур происходит освоение управленческих технологий и формирование нового, более эффективного менеджмента.

Таким образом, конец XX начало XXI века для российских управленцев характеризуется одновременным существованием 3-х известных управленческих культур – МЕНЕДЖМЕНТ – МАРКЕТИНГ – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ и, как минимум, двух переходных – МЕНЕДЖМЕНТ – МАРКЕТИНГ и МАРКЕТИНГ – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ (Рис. 2). Понимание своего места в управленческом “пироге” весьма важно для любого предприятия, в том числе финансового, ибо только после такого МЕСТООПРЕДЕЛЕНИЯ можно строить РЕАЛЬНУЮ траекторию своего качественного развития.

Однако прежде чем строить траекторию эффективного развития, необходимо избавиться, как минимум, от двух мифов:

МИФ 1. Маркетинг – вот что надо России для прорыва.

Сегодня в российском обществе забывается, а где-то уже и забыто словосочетание Научная Организация Труда (НОТ). Это понятие, как известно, является основой управленческой науки. Это часть азбуки управления, аккумулировавшая в себе исторический опыт и интеллектуальные технологии Научно-Технической Революции XX века. Без этого опыта невозможно эффективно использовать технологии современного менеджмента. Однако, глубоко не задумываясь о содержании такого вида профессиональной деятельности, как МЕНЕДЖМЕНТ, являющгося главным движителем прогресса в мировом развитии, страна сделала шаг к так называемому маркетинговому управлению, по сути своей требующему совершенно иного качества человеческого материала, нежели тот, что мы имеем сегодня.

Административная модель банковской системы России в переходе к новой модели хозяйствования, казалось бы, имела все шансы на более или менее системное реформирование. Основанием утверждать это является, в первую очередь, появление большого количества “молодых” банков,управленцам которых были присущи многие положительные качества: возрастная энергетика, небанковское образование, необремененность опытом, карьерная динамика и прочие. Но вместе с тем имели место и рыночная неграмотность, и предпринимательское бескультурье, и, как это ни странно приписывать молодости, инновационная ограниченность и многое другое.

В такой ситуации РЕШАЮЩИМ фактором ЭФФЕКТИВНОГО развития российских банков могли бы стать ОПТИМИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, присущие ЭФФЕКТИВНОМУ менеджменту. Увы, этого не случилось, но это не столько вина, сколько беда российской государственной системы. Маркетинг, в такой ситуации, российскому большинству предстал в виде очередной палочки-выручалочки и шанса на изменение ситуации, однако факт неудачного копирования эффективного инструмента рыночного управления снизил возможности маркетингового управления. Понимание же сути маркетингового управления у большинства тех, кто считает себя маркетологом, в основном отсутствует. Правда, есть редкие исключения. Одним из тех немногих, кто правильно ответил на вопрос “Что такое маркетинг?”, был один из наиболее известных специалистов по маркетингу во Владивостоке Д.В. Юдин, увидевший в маркетинге не только исследовательскую функцию, но и управленческую.

Маркетинг – новая концепция управления, требующая нового качества менеджеров. Только такое понимание маркетинга позволит превратить его из мифа в реальность, благо, что такой шанс есть у каждого предприятия, в том числе и у банков.

МИФ 2. 0 приоритетности образования или “Разрывы … Разрывы … Разрывы …”

РАЗРЫВ 1. Сложности переходного – от административной модели хозяйствования к рыночной – периода увеличили разрыв между Качеством высшего образования и Качеством менеджмента предприятий всех форм собственности.

Качество первого основано на технократических традициях советского образования и, несмотря на интеллектуальные потери высшей школы, оно (образование) пока еще как-то поддерживает свой качественный уровень. В то же время практика освоения рыночной модели хозяйствования породила массовые миграционные потоки старших школьников на “модные” специальности – “Менеджмент”, “Маркетинг”, “Международный менеджмент” и другие. Однако качество новоявленных “Менеджеров”, “Маркетологов” и др. не удовлетворяло и продолжает не удовлетворять существующий на них спрос со стороны бизнеса, в силу излишней теоретизированности образовательных программ и невысокого качества менеджмента российских предприятий, основная часть которых не имеет системных представлений о менеджменте и его технологиях.

Казалось бы, в такой ситуации им, МЕНЕДЖЕРАМ, и “карты в руки”, однако все не так. Постоянная борьба за выживание не позволяет многим из них не только оставлять хоть ненадолго свой бизнес, но и в процессе работы периодически рефлексировать его и повышать свою управленческую квалификацию. Собственники и тoп-менеджеры предприятий, правда, ухитряются посещать некоторые образовательные курсы, как правило, достаточно высокого уровня, однако знание высшей математики менеджмента, при незнании его азбучных истин не дает желаемого результата. Поэтому качественный уровень менеджмента на российских предприятиях в среднем ниже, чем качество специалистов, предлагаемых им образованием.

РАЗРЫВ 2. Это разрыв между ЗНАЮЩИМИ, но НЕ УМЕЮЩИМИ выпускниками ВУЗов и требованиями руководителей предприятий, желающих получить как раз УМЕЮЩИХ специалистов или, по крайней мере, побыстрее включить их в практическую деятельность.

Поскольку существующие образовательные технологии не содержат в себе достаточного количества приемов (способов), позволяющих усилить практический компанент специалиста, разрыв может быть ликвидирован двумя способами:

Способ 1. Доводить специалиста-теоретика непосредственно на рабочем месте;

Способ 2. Резко увеличить количество преподавателей – практиков и наполнить содержание образовательных программ ПРАКТИКАМИ.

Способ 2 перспективен, реален, но длителен по времени (думаю, что сформировать новую генерацию преподавателей-практиков нам удастся не менее чем через 10-15 лет). Остается Способ 1, или способ перманентного КОРПОРАТИВНОГО образования.

РАЗРЫВ 3. Между возможностями повышения квалификации тoп-менеджеров и менеджеров среднего и низшего звена.

Распространенная сегодня практика получения второго и третьего высшего образований, будучи, несомненно, явлением положительным, не может скрывать одного из своих наиболее негативных моментов – НИЗКОГО КАЧЕСТВА этих образований. Для того чтобы сохранить рабочее место и соответствовать своей должности, дипломы о втором образовании зачастую ПОКУПАЮТСЯ. При этом если качественный рост тoп-менеджеров в силу их полифункциональности, пусть медленно, но происходит непосредственно на рабочем месте, то возможности качественного роста у менеджеров среднего и низшего уровня ограничены интервалом своей должности. Если же исходить из того, что карьерная динамика в условиях экономического кризиса носит дискретный характер, то очевидно, что перед нами стоит задача повышения качества менеджеров среднего и низшего звена.

Таким образом, шаг развития, который не смогли проделать российские банки, является результатом внутреннего конфликта между консерватизмом советских банкиров и рыночным консерватизмом новых российских банкиров. Это явление (рыночный консерватизм новых российских банкиров) глубоко не исследовано, однако в основе своей содержит разрывы, которые имеют ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ природу. Исторически банковский консерватизм, с одной стороны, давал хорошую основу для самосохранения бизнеса, а с другой стороны, он сдерживал темпы трансформации советской банковской системы в рыночную, поддерживая конфликт “новых банкиров” и “старой банковской гвардии”. При этом консерватизм “старых” сдерживал анархию “новых”, нарабатывая новый опыт, но конструктивного нового знания не создавал, потому что банковские менеджеры так и не смогли вырваться из ОПЕРАТИВКИ на СТРАТЕГИЧЕСКИЙ простор.

Недавно Центр Повышения Квалификации ВГУЭС разработал и предложил банкам НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ – 4-х месячные курсы по Стратегическому Менеджменту в непривычном формате МАСТЕР-КЛАСС, с предложением одну из формируемых групп скомплектовать из сотрудников приморских банков. Первым, кто проявил интерес к новому продукту, был Председатель Правления “ПРИМСОЦБАНКа”, Д.Б. Яровой. Реакция других банков – ноль.

Может быть, одной из причин живучести и организационного развития молодого “ПРИМСОЦБАНКА” является ПОСТОЯННОЕ самообразование сотрудников и, в первую очередь, банковских менеджеров?!

В заключение. Потенциал российских банков, несмотря на сложность ситуации, в которой они находятся, способен “прорвать фронт и выйти на оперативный просто…” при одном условии – необходимо ликвидировать все РАЗРЫВЫ, а сделать это он сможет только с помощью ИНВЕСТИЦИИ в человеческий капитал, качество которого и является залогом УСПЕХА.

Делайте же выбор, господа!



Добавить комментарий

Войти через соцсети