Бизнес – территория эволюции духа

ПРОДОЛЖЕНИЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В БИЗНЕСЕ

Мы коснулись лишь немногих аспектов деятельности, называемой бизнесом, и все они оказались полезными для саморазвития человека. Это были общие вопросы, и в них не уделялось особого внимания личностным проблемам, с которыми приходится сталкиваться. Сейчас поговорим об этом подробней.

Рыночная экономика зиждется на свободе деятельности. В истории России в вопросах свобод всегда присутствовал дефицит, что вкупе с молодостью этноса дает не знакомое с чувством свободы национальное самосознание. Это, пожалуй, главная причина, по которой у нас еще долго будет “российское” качество бизнеса. Когда впервые в стране заговорили о свободе, народ ликовал, но вскоре выяснилось, что в его представлениях она больше походит на анархию. Путаница произошла из-за непонимания разницы между “свободой от” и “свободой для”. Лишенный прав, человек естественно мечтает об их приобретении, думая, что при этом растет его свобода. Однако это “свобода от” (от рабства, геноцида, унижения и т.п.), тогда как “свобода для” – понятие исключительно внутреннее.

Это такое состояние сознания, при котором возможно творчество. Это прежде всего свобода воли и духа, и правами она не дается. Она в них закрепляется. Получив больше прав, человек оказался не готов их реализовать – не хватило воли. А кому хватило, тот забыл взять на себя адекватную ответственность – не хватило духа. Социально-психологический портрет среднего россиянина дает эдакого воинствующего акселерата (как правило, не совсем трезвого), не имеющего привычки отвечать за свои поступки, а потому неспособного распорядиться своей свободой. Это весьма печальный факт. Усугубляется он тем, что самосознание нации не на чем строить – нет ни религии, ни философии, ни национальной идеи. Православное христианство не подкреплено верой (и тем более не является инструментом миропонимания), научный позитивизм молчит по поводу морали, а единственно возможная национальная идея экспансии давно утратила актуальность. У нас нет основ и поэтому, если мы чего-нибудь не придумаем, то вскоре выродимся вовсе.

Рыночная экономика зиждется на свободе деятельности. В истории России в вопросах свобод всегда присутствовал дефицит, что вкупе с молодостью этноса дает не знакомое с чувством свободы национальное самосознание. Это, пожалуй, главная причина, по которой у нас еще долго будет “российское” качество бизнеса. Когда впервые в стране заговорили о свободе, народ ликовал, но вскоре выяснилось, что в его представлениях она больше походит на анархию. Путаница произошла из-за непонимания разницы между “свободой от” и “свободой для”. Лишенный прав, человек естественно мечтает об их приобретении, думая, что при этом растет его свобода. Однако это “свобода от” (от рабства, геноцида, унижения и т.п.), тогда как “свобода для” – понятие исключительно внутреннее. Это такое состояние сознания, при котором возможно творчество. Это прежде всего свобода воли и духа, и правами она не дается. Она в них закрепляется. Получив больше прав, человек оказался не готов их реализовать – не хватило воли. А кому хватило, тот забыл взять на себя адекватную ответственность – не хватило духа. Социально-психологический портрет среднего россиянина дает эдакого воинствующего акселерата (как правило, не совсем трезвого), не имеющего привычки отвечать за свои поступки, а потому неспособного распорядиться своей свободой. Это весьма печальный факт. Усугубляется он тем, что самосознание нации не на чем строить – нет ни религии, ни философии, ни национальной идеи. Православное христианство не подкреплено верой (и тем более не является инструментом миропонимания), научный позитивизм молчит по поводу морали, а единственно возможная национальная идея экспансии давно утратила актуальность. У нас нет основ и поэтому, если мы чего-нибудь не придумаем, то вскоре выродимся вовсе.

Несмотря на кажущуюся безысходность положения, есть место для оптимизма. Как известно, свято место пусто не бывает. Образовавшийся вакуум легко заполняем. Позабытые имперские амбиции реанимируются сейчас войной внутри страны. Благо процесс не зашел слишком далеко – хватило только на выборы президента. Религию уже не восстановить, впрочем, нет смысла – церковь давно превратила ее своим догматизмом в псевдо-религию, лишив познавательной силы. Зияющую идеологическую дыру можно попытаться заполнить идеей внутреннего саморазвития (эдакая экспансия на свое эго). Идеология потребует реализации, и здесь бизнес очень кстати, тем более, что от капиталистов мы безнадежно отстали, и нам требуется рывок особой силы. Эта сила внутри нас самих. Врага искать не нужно – он внутри, а вот опыт человечества в поисках истины нам очень пригодится. Кстати, мы совсем забыли таких соотечественников как Блаватская, Рерихи, Гурджиев, Успенский, Бердяев и многие другие, чей вклад в развитие всей цивилизации не замечаем только мы. Надо бросить ружье и взять в руки книгу. Война со своими заблуждениями куда более трудная, чем с внешним врагом. Отсутствие религиозных догматов и свобода вероисповедания – хорошие условия для того, чтобы начать разбираться с мироустройством. Дорогу осилит идущий. Есть еще один привлекательный момент в такой идее. Дело в том, что встав на путь саморазвития, человек уже не может с него сойти (так устроено сознание), и штука эта весьма заразна – развивающегося человека сразу видно и к нему тянутся. Идея саморазвития как бы сама себя питает, особенно, попав на благодатную почву российской пассионарности.

Возвращаясь к вопросам бизнеса, перейдем к обсуждению проблемы принципов, которая возникает сразу за проблемой свободы. Организация без принципов может быть управляемой только при помощи палки. Чтобы реализовать свободу на деле, необходимо включить механизм демократии, то есть диктатуру принципов (под свободой здесь понимается свобода обсуждения и принятия принципов). Провозгласить принципы труда не составляет, а вот следовать им – это настоящее испытание. Причем это проблема не только российского менталитета, просто у нас беспринципность имеет хронический и острый характер, ввиду причин, описанных выше. Соблюдение принципов требует воли, внутренней честности, требовательности к себе в сочетании со снисходительностью к другим. Это очень сложный набор качеств. Может показаться странным, но внутренняя честность редкое качество. Проверить это легко: вспомните какой-нибудь случай из своей жизни, когда Вы поступили сомнительно с точки зрения совести, и задайтесь вопросом, почему я так поступил? Когда найдется ответ, задайте теперь на него тот же вопрос. После небольшого числа шагов вглубь себя, Вам станет противно, и вы захотите себя обмануть. Внутренняя честность – это высшая форма честности. Снисходительность к другим на деле тормозится тщеславием, завистью и прочими атрибутами эгоизма. Как бы трудно не было реализовать принципиальность на деле, сделать это необходимо, иначе не будет свободы. А там, где нет свободы, ее место занимает рабство. Рабы всегда были менее эффективными в деятельности, чем свободные творческие люди. Бизнес заставит людей найти в себе силы быть свободными, иначе – проигрыш в конкурентной борьбе. Как видно вновь, бизнес (если к нему относиться должным образом) содействует духовному росту.



Добавить комментарий

Войти через соцсети