Клуб директоров

21
лет

909
директоров

5911
статей





«Мы никогда не отделялись...»

Листая страницы истории, мы обычно запоминаем события, но за каждым событием стоят человеческие судьбы. История - это переплетение человеческих выборов и их последствий. Сегодня мне бы хотелось затронуть сложную тему - вопрос последнего церковного раскола (после смерти патриарха Тихона). Раскола, быть может, самого непримиримого, самого невозможного, самого неслыханного по последствиям. Раскола, преступно замалчиваемого и не признаваемого официальными церковными иерархами.

Малоизвестные страницы истории православия в России

17 мая 2007 года был подписан исторический Акт о каноническом общении Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром. Казалось бы, страница разделения перевернута. Но понимание периода раскола еще не пришло или, по крайней мере, только началось. Границы Церкви, причины и виновники раскола, русская история глазами соотечественников на родине и в изгнании - все эти темы нуждаются в проговаривании, осмыслении и усвоении.

Моим собеседником в этот раз стал епископ Анастасий, управляющий Дальневосточной епархией Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Он рассказал об истории Православной церкви на Дальнем Востоке и причинах церковного раскола. Век спустя на многие события уже можно посмотреть объективно и сделать новые выводы.

- Начало церковного раскола можно связать с падением Российской Империи в 1917 г. Появившееся Временное правительство, которое имело возможность созвать Учредительное собрание для определения дальнейшей политики и стратегии государства, в конце концов тоже пало в результате октябрьского переворота. В стране началась Гражданская война, которая затронула все слои населения и церковь в том числе.

В 1917-1918 гг. Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество и 4.12.1917 г.  на Патриарший престол вступил первый после Синодального периода Патриарх Московский и всея Руси - Святейший Тихон. На пути нового Патриарха сразу же возникли трудности. Прежде всего, ему первому пришлось решать вопрос об отношениях с новым государственным строем, враждебно относящимся к Церкви. Он осуждал большевиков, виновных в государственном перевороте, и даже произнес анафему тем, кто от лица власти творил кровавые расправы. До дня своей смерти в 1925 г. Патриарх Тихон стремился наладить отношения Церкви с новым правительством и сохранить связь с РПЦЗ, которая объединила тысячи эмигрантов в десятках стран мира.

Беженцы оказались разбросанными по пяти континентам. Значительная часть их оказалась в Китае, другие потоки эмигрантов устремились в Константинополь, Западную Европу и на Балканы. Часть осела в отделившихся Польше, Литве, Эстонии, Латвии, Финляндии. Православная вера объединяла вчерашних соотечественников, политические взгляды которых во многом различались, нередко - до противоположности. Потребность в устроении церковной жизни на чужбине изгнанники ощущали с особой остротой.

Обязанность по устроению церковной жизни православной общины взяли на себя епископы и священники, оказавшиеся за границей вместе с беженцами. В таких условиях и возникла РПЦЗ, первоначально именовавшаяся Заграничной частью Русской Православной Церкви.

Ее история восходит к маю 1919 года, когда в Ставрополе было организовано Временное высшее церковное управление епархий Юго-Востока России. Главной задачей нового церковного органа была организация работы на территориях, контролируемых Белой армией.

В ноябре 1920 г. члены Управления были вынуждены покинуть Россию. 19 ноября 1920 г. на пароходе «Великий князь Александр Михайлович» в константинопольском порту иерархи во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) решили продолжить свою деятельность теперь уже среди эмигрантов и образовали Высшее Церковное Управление Заграницей. Впоследствии они перебрались в Сербию и продолжили деятельность. Уже в ноябре 1921 г. там прошел Первый Заграничный Собор в г. Сремские Карловцы, на котором были приняты основные положения, позволившие организовать всю церковную жизнь за рубежом.

В 1927 году произошел окончательный разрыв между РПЦЗ и Синодом митрополита Сергия (Страгородского) из-за принятой им Декларации о лояльности к советской власти и его неканонических прещений (наказаний) в отношении духовенства и епископата, не принявших эту декларацию. Заграничный Синод выразил свое несогласие с документом и постановил: «Заграничная часть Русской Православной Церкви должна прекратить административные сношения с Московской Церковной властью, ввиду невозможности нормальных сношений с нею и ввиду порабощения ее безбожной советской властью...»

Разные векторы развития лишь укрепились в 1943 г., когда по инициативе И. Сталина было проведено Архиерейское совещание сторонников митрополита Сергия, на котором положительно решился вопрос о создании новой организации - Русской Православной Церкви Московского Патриархата - и избрании митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси*. Вновь созданная религиозная организация приняла активное участие в сборе средств на нужды Красной Армии и внесла свой вклад в победу СССР над фашизмом в годы Второй мировой войны. 

Со стороны эти действия выглядят, безусловно, прогрессивными, если бы не их подоплека - вновь созданная религиозная организация в своей деятельности попала полностью под контороль органов НКВД и Совета по делам РПЦ при Совнаркоме СССР и стала своеобразной ширмой для проведения государственной политики среди советского народа.

К сожалению, это продолжается и до сих пор...

Беседу провела  Е. Артемьева


* Согласно церковным канонам, избрание Париарха и органов церковного управления должно совершаться исключительно на Всероссийском поместном Соборе. Поэтому Архиерейское совещание сторонников митрополита Сергия, на котором в 1943 году положительно решился вопрос о создании новой организации - Русской Православной Церкви Московского Патриархата - и избрании митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси, с канонической точки зрения было НЕЗАКОННЫМ.


Епископ Анастасий (Суржик)

Должность:
управляющий Дальневосточной епархией Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь


Комментарии к статье. Напишите свой комментарий первым.

Введите цифры на картинке