Клуб директоров

20
лет

904
директоров

5860
статей



«Внимание: к нам едет ревизор!»

«Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор», - именно эта крылатая фраза из произведения Н.В. Гоголя «Ревизор» приходит в голову, когда в офисе раздается звонок и вам сообщают о предстоящей проверке вашей деятельности со стороны органов государственного или муниципального контроля.

Чтобы эта новость не приводила вас в замешательство в поисках ответа на главный вопрос: «Что делать?», предлагаем вам небольшой экскурс по правовым основам проведения проверок контролирующими органами.

Все вышеперечисленные положения урегулированы Федеральный законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» №294-ФЗ (Далее - Закон №294-ФЗ).

Итак, законодательством предусмотрено два вида проверок: плановая и внеплановая.

ПОРЯДОК УВЕДОМЛЕНИЯ

О проведении плановой проверки контролирующие органы должны уведомить юридическое лицо не позднее чем за три рабочих дня до ее начала. О проведении внеплановой выездной проверки контролирующие органы должны уведомить юридическое лицо не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Важно! Несмотря на положения Закона №294-ФЗ, проверяющие органы не всегда обязаны сообщать о своем приходе. Например, если уведомление о проверке может нанести ущерб эффективности контроля и позволит скрыть факт нарушения, уведомление не требуется (ч. 17 ст. 10 Закона №294-ФЗ).

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

Как плановая, так и внеплановая выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Важно! Положения Закона №294-ФЗ не допускают проверку одного юридического лица несколькими проверяющими органами, если она касается исполнения одних и тех же требований.

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО:

1. Получить уведомление от органа государственного или муниципального контроля о предстоящей проверке. Советуем зарегистрировать указанное уведомление в журнале регистрации входящей корреспонденции, чтобы подтвердить соблюдение сроков уведомления, которые могут не соответствовать Закону №294-ФЗ.

Важно! Юридическое лицо не уведомляется о внеплановой выездной проверке, если основаниями для ее проведения являются - возникновение угрозы (причинение вреда) жизни, здоровью граждан (ч. 16, 17 ст. 10, п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона №294-ФЗ).

2. Потребовать, чтобы проверяющие лица продемонстрировали служебные удостоверения (ч. 4 ст. 12 Закона №294-ФЗ).

3. Получить заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки (ч. 3 ст. 14 Закона №294-ФЗ).

Такую копию должностные лица, проводящие проверку, вручают руководителю (представителю) организации под роспись. В приказе (распоряжении) должно быть указано следующее:

  • полномочия лиц, проводящих проверку;
  • цели, задачи и основания проведения проверки;
  • виды и объем мероприятий по контролю;
  • состав экспертов, представителей экспертных организаций, привлекаемых к проверке;
  • сроки и условия проведения проверки.

4. Запрашивать у должностных лиц информацию об органе, направившем их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней (ч. 3 ст. 14 Закона №294-ФЗ).

5. Присутствовать при проверке и давать объяснения по относящимся к ней вопросам.

Важно! Выездная проверка не может проводиться во время отсутствия руководителя организации (иного должностного лица или уполномоченного представителя юрлица). Исключение составляют случаи проведения проверки по основанию, предусмотренному пп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона №294-ФЗ (причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).

6. Ознакомиться с результатами проверки.

7. Требовать от проверяющих органов сделать запись в журнале учета проверок, который юридические лица обязаны вести в соответствии с ч. 8 ст. 16 Закона №294-ФЗ.

8. Обжаловать в административном и (или) судебном порядке действия (бездействие) должностных лиц органа, проводящего проверку, повлекшие за собой нарушение его прав.

9. Оспорить применение административного наказания по результатам проверки. Для этого нужно представить документы или иные аргументы, подтверждающие, например, нарушение порядка проведения проверки.

10. Обратиться в суд с иском о взыскании вреда (в том числе упущенной выгоды), причиненного вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного или муниципального контроля, которые были признаны неправомерными (ст. 22 Закона №294-ФЗ).

Надо знать свои права. Предупрежден - значит вооружен. А если возникает неожиданная ситуация, следует проконсультироваться с юристом. И тогда не страшен никакой ревизор!

Продолжение следует


Толмачёва Юлия Валерьевна

Должность:
Председатель
Компания:
Коллегия адвокатов «Право»
Сайт:
www.pravo-dv.ru

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь


Комментарии к статье. Напишите свой комментарий первым.

Введите цифры на картинке