Управление кризисом

Многие руководители компаний, наблюдая за происходящими изменениями в экономике России, начинают испытывать тревогу. Прогнозы аналитиков неутешительны. В следующем году серьезно просядут многие рынки. Эксперты прогнозируют падение рынка недвижимости и строительства на 50%, другие рынки просядут на 30-40%. Кризис начался задолго до падения курса рубля. Падение в 15% ощутили на себе торговые сети, СМИ, рекламщики и другие секторы экономики. Динамика оттока капитала из России усилилась.

Что же разумнее делать в этот период руководителю компании? Как вывести компанию из кризиса с наименьшими потерями? Сейчас этот вопрос волнует многих.

Решение проблемы начинается с ее осознания. Если Вы считаете, что кризис пройдет стороной, то дальше можно не читать – у Вас все в порядке… или Вы еще не готовы признать наличие проблемы. Поверьте, кризис – понятие весьма относительное! Зачастую он наступает в бизнесе независимо от внешних экономических факторов и условий. Немало компаний, которые попадали в кризис самостоятельно, – обстоятельства, как катализатор, лишь вскрывали все проблемные зоны.

Вот несколько моих рекомендаций.

  1. После осознания проблемы нужно сделать два непростых шага: взять эмоции под контроль и расстаться с иллюзиями. Пусть голова будет холодной, сердце – горячим, а руки – твердыми.
  2. Заставьте себя расстаться с планами, сформированными в докризисных тепличных условиях.
  3. Понимание ситуации, ее признание и осознание, что нужна грамотная профессиональная помощь, – первый шаг на пути к выздоровлению бизнеса. Не секрет, что многие бизнесмены никогда не работали с консультантами. Но, поверьте, это не сложно, не дорого и не страшно. Это нормально. Это очень эффективный инструмент для бизнеса и в условиях кризиса, и в условиях нормальной деятельности – именно для того, чтобы компания не столкнулась с кризисом.
  4. После того как розовые очки убраны в футляр, нужно понять, какую глобальную задачу сейчас решать. При антикризисном управлении без системы приоритетов ограниченные ресурсы будут направляться в разные стороны. Поэтому в кризисе, как в бою, приказы должны быть четкими, ясными, быстрыми и адекватными реальным изменениям.Следующий шаг – встреча с ТОПами. Им нужно сообщить о новых правилах игры, которые будут способствовать повышению выживаемости в сложный период. Если в организации была демократия, то очень демократично объяснить, что на время кризиса вводится авторитарный стиль с четкими задачами и границами ответственности. Бардак в компании губителен. Вся организационная культура должна соответствовать тому, что предъявляет ей внешний мир.
  5. Когда в голове появилась четкая система приоритетов, приправленная уверенностью и трезвым расчетом, самое время переходить к изменению курса движения компании. Корректируем бизнес-процессы:
  • Цель – сохранение операционной прибыли. Главный фокус внимания должен быть направлен на получение выручки и операционной прибыли. Для многих компаний важно сохранить масштаб операций, пожертвовав рентабельность.
  • Свежий взгляд на клиентов. Необходимо заново понять, кто Ваш клиент, что он покупает, как Вы производите товар или услугу.
  • Фокус на потребностях покупателей. Кризис коснулся не только Вас, но и клиентов. Они меняются, и Вам необходимо соответствовать их ожиданиям. Чтобы их выявить, рекомендую ответить на следующие вопросы: «Что в организации может быть товаром для клиентов? Как они будут себя вести в условиях падения рынка?» Отвечая, держите в голове рыночные тенденции.
  • Ваш клиент – платежеспособный клиент! Необходимо сформировать список ключевых бизнес-единиц, которые будут обеспечивать взаимодействие с клиентом. Банально, может быть, даже скучно, но сейчас важно идти не просто от клиента, а от платежеспособного клиента. Поэтому не стоит до конца резать маркетинг и казнить рекламу.
  • Трезвый взгляд на продуктовый портфель. Жизненно необходимо оставить в продуктовом портфеле только те предложения, которые приносят прибыль сегодня и имеют хорошие шансы сделать это завтра. Пришло время отказаться от «любимых» товаров, присутствовавших в ассортименте по причине глубокой личной симпатии первых лиц. Кризис не время для игрушек. Если очень хочется «играть», выделите эти товары в отдельную компанию и развлекайтесь, не мешая основному бизнесу выживать.
  • Конечно, не забудьте пересмотреть условия взаимодействия с клиентами – учитывайте риски неплатежей и трезво оценивайте реальную рыночную позицию заказчиков. Будьте тверды, но не требуйте невозможного.
  • Быть быстрым, как рынок. Важно усвоить следующее: скорость изменений в организации должна быть адекватна скорости перемен окружающего мира.
  • В свою очередь, скорость изменений организации будет зависеть от того, что происходит в головах первых лиц, насколько быстро они смогут сами адаптироваться к новым реалиям. Не переживайте, для вас это не впервой.
  • Сокращаем затраты с умом. Определите затраты, которые необходимы для нормального функционирования производства и продаж. Все остальное очень пристально проанализируйте.

У вас есть вопросы? Ваша ситуация не такая, как у всех? Обращайтесь, и вместе мы найдем приемлемый выход.



Добавить комментарий

Войти через соцсети