Клуб директоров

20
лет

906
директоров

5885
статей



Страхование ответственности грузоперевозчиков (2)

Продолжение.
Начало в №10 (181), октябрь 2014

Неограниченная по стоимости ответственность за груз

Грузоперевозчик отвечает за принятый к перевозке груз в объеме объявленной стоимости груза или фактического ущерба. Это регулируется договором перевозки (транспортной экспедиции). То есть, если при заключении договора грузоотправитель заявляет, что ценность (стоимость) груза 100 рублей, то перевозчик (экспедитор) будет отвечать за утрату груза в пределах этой объявленной ценности. Если же стоимость груза не объявлена, то перевозчик отвечает исходя из действительной стоимости груза. При этом, принимая груз, грузоперевозчик часто даже его не видит, проверяя принимаемое по весу и количеству мест.

В зарубежной практике ответственность перевозчика ограничена по стоимости исходя либо из места, либо из веса груза. Так, например, согласно КДПГ, регулирующей правила перевозки грузов автомобильным транспортом, ответственность ограничена 8,33 Специальных прав заимствования (СПЗ) за килограмм принятого для перевозки груза. Такой подход видится более справедливым, хотя бы исходя из того, что стоимость перевозки дорогого или дешёвого груза одинакова.  

Непредсказуемая судебная практика

Закон запрещает экспедитору (перевозчику) ограничивать свою ответственность, но существуют прецеденты судебных решений, согласно которым экспедитор несет ответственность за груз, частично доставленный им грузополучателю, по самовольно установленным пределам ответственности, мотивируя свои пределы невозможностью доказать грузовладельцем действительную стоимость утраченного груза из-за того, что экспедитор принял груз не по номенклатуре (перечню), а по «местам» и весу. И если груз разной номенклатуры в разных «местах», то доказать, в каком месте какой груз, не представляется возможным. При этом экспедитор признает свою вину в установленных им пределах и суд с этим соглашается.

Неоднозначность оказываемых услуг

В существующей практике экспедиторским предприятиям очень часто приходится сталкиваться с тем, что они оказывают скорее посреднические услуги, просто направляя грузоотправителю соответствующий его потребностям транспорт, найденный на свободном рынке, а не оказывают профессиональные экспедиторские услуги, подбирая и проверяя перевозчика и состояние подвижного состава, обеспечивая квалифицированную погрузку и т.п. При этом такой экспедитор подписывается под полным объемом ответственности, желая впоследствии переложить эту ответственность на страховщика. Вряд ли такое развитие событий может понравиться последнему.

Среди страховщиков, профессионально занимающихся страхованием проблем, связанных с перевозками грузов, встречаются три типа договоров ответственности перевозчиков и экспедиторов:

ПЕРВЫЙ. Заключается по требованию грузовладельца, но у экспедитора нет возможности оплатить реальный договор ответственности и он готов лишиться реальной ответственности и взять все риски на себя. В таком договоре Страховая компания исключает почти любую возможность оплаты ущерба. И, по сути, застрахован «воздух». Страхование «для галочки», конечно, имеет право на существование, но оно полностью дискредитирует саму суть и цели страхования.

ВТОРОЙ. Договор страхования, в котором оплачивается ущерб только по решению суда, т.е. Страховая компания не рассматривает признание ответственности перевозчика/экспедитора без решения суда. А при несовершенстве существующего законодательства это будет нелегкий путь разбирательств. Оплачен будет только значительный ущерб при однозначном признании судом вины перевозчика или экспедитора. Стоимость этого договора на порядок выше первого варианта. Такой подход имеет право на существование. Он защитит перевозчика от необходимости возмещать ущерб, а возможно, и от разорения. Но клиента он потеряет. Вряд ли кто-то будет работать после судебных разбирательств.

ТРЕТИЙ. Договор максимально гарантирует выплату страхового возмещения. Стоимость такого договора на два порядка, а то и более, дороже второго варианта. Такой договор страхования может позволить заключить серьезная компания-перевозчик, имеющая достаточный объем перевозок, высокую надежность и желающая оградить себя от неожиданно больших убытков, которые могут пошатнуть устойчивость компании. Механизм выплаты возмещения в таком договоре максимально облегчен и охватывает большое количество обстоятельств причинения вреда. Но и при таком страховании, как сказано выше, не все случаи потери груза защищены.

Крупным грузоперевозчикам, заключающим серьезные объемные контракты с товаропроизводителями или поставщиками, нужны договоры страхования ответственности с большими лимитами, порой исчисляемыми сотнями тысяч долларов. Ни одна даже крупная российская страховая компания не возьмет на себя такой риск в одиночку. Вступает в силу процедура перестрахования. Казалось бы, стандартная, уже сложившаяся практика. Однако разнообразие подходов к страхованию ответственности у разных страховщиков влечет за собой недоверие между ними. То есть надежно разместить такой риск на перестраховочном рынке порой не просто.

Продолжение следует


Заика Денис Сергеевич

Должность:
директор филиала ОАО СК «ПАРИ» в г. Владивостоке
Компания:
ОАО СК «ПАРИ»
Сайт:
www.skpari.ru

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь