Страхование ответственности грузоперевозчиков

При осуществлении страхования ответственности грузоперевозчиков страховые компании сталкиваются с целым рядом проблем.

Первая и основная проблема связана с тем, что, согласно действующему законодательства в соответствии со ст. 932 ГК РФ, страхование ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом. По договору страхования риска ответственности за нарушение договора может быть застрахован только риск ответственности самого страхователя. Заключенный с нарушением этого требования договор считается недействительным. Основным обязательством по договору перевозки или транспортной экспедиции является обеспечение сохранной доставки груза из пункта А в пункт Б. Если груз в период перевозки повредился или вовсе не был доставлен, то не исполнены обязательства грузоперевозчика (экспедитора) перед клиентом (грузовладельцем) по договору. Именно в страховании такой ответственности и заинтересованы транспортники.

Оформление транспортных и прочих документов

Страхование ответственности носит формальный подход. Если отношения между сторонами оформлены в ненадлежащем порядке, то и правоотношения между сторонами не возникли, а если и возникли, то не в части договора транспортной экспедиции или перевозки, следовательно, и ответственность у транспортной организации не возникла.

Надлежащее оформление договоров экспедирования, перевозки и иных документов, необходимых для осуществления деятельности по организации и выполнению перевозки, должно быть в соответствии с ГК РФ, ФЗ от 30.06.2003 №87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», Уставом автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта, Уставом железнодорожного транспорта, Воздушным кодексом и Кодексом торгового мореплавания, Общими правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, Приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 г. №23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов» и другими регламентирующими данную деятельность нормативными актами, между грузоотправителем, грузополучателем, экспедитором и перевозчиком конкретного груза.

Несоответствие страхового тарифа широте страхового покрытия

Экспедитор (перевозчик) несет ответственность за сохранность груза с момента его принятия для перевозки до момента выдачи получателю, если не докажут, что его утрата произошла не по его вине. То есть бремя доказывания, что происшествие, повлекшее за собой повреждение или утрату груза, являлось форс-мажором и транспортная организация не могла предусмотреть и противодействовать ему, лежит на транспортнике. Судебная практика идет по пути того, что даже завладение грузом в результате разбойного нападения не исключает ответственность перевозчика. Таким образом, объем ответственности грузоперевозчика в части происшествий с грузом очень широк. А соответственно и страховщик ответственности перевозчика, желающий в полном объеме обеспечить своего клиента страховой защитой, должен возмещать ущерб, возникший практически по любой причине. Что в свою очередь неизбежно должно вести к росту страховых тарифов.

В то же время существует целый ряд обстоятельств, за которые перевозчик не отвечает. Приведем казусный пример, когда ответственность перевозчика не возникла.

Груз был погружен в транспортное средство (сцепка) и принят водителем для перевозки. Едва машина отъехала, другие водители при обгоне автопоезда, стали сигнализировать о проблеме. Водитель остановился и обнаружил, что из-под прицепа видны клубы дыма – прогорает тент прицепа. Водитель не растерялся, отцепил прицеп и вызвал аварийную службу МЧС. Доступ кислорода и свойства груза не позволили затушить все с первого раза – тушили 5 раз. Оставшийся целый груз вернули на склад грузоотправителю. При выгрузке груза на складе были обнаружены пригоревшие к железной защите мешки с продукцией на уровне третьей оси.

Участники склонились к одному варианту причины возгорания. Это перегруз прицепа. Когда был пересчитан груз в кузове автомобиля по количеству мест, то выяснилось, что основная часть груза по количеству мест находилась в прицепе. Было выяснено, что общий вес груза составляет 14,5 т. В кузове – 3 т груза, в прицепе – 11,5 т. По данным из ПТС, максимально разрешённая грузоподъёмность автомобиля и прицепа составила соответственно 22 и 12 т. Общая максимальная грузоподъёмность по документам (ПТС) получилась 34 т. Загрузили по факту 14,5 т. И где, скажите, перегруз? Оказалось, что истинные технические данные иностранного производителя прицепа говорят о том, что прицеп такой модели имеет максимальную грузоподъёмность 7,5 т. Из-за перегруза подушки не смогли обеспечить безопасное движение. Колёса стали тереться об пол. Это обстоятельство привело к нагреванию и, в конце концов, к возгоранию прицепа с грузом. Один вопрос не удалось выяснить точно. Как так получилось, что в ГАИ не правильно указали технические параметры прицепа? Вот Вам и парадокс! Размер убытка составил 688 тысяч руб.

Случай, о котором было рассказано, остался не возмещенным Страховщиком. Перевозчик действовал в рамках имеющейся у него информации о характеристиках прицепа, тем самым предприняв все необходимые меры по обеспечению сохранной доставки груза, и его утрата от перевозчика не зависела…



Добавить комментарий

Войти через соцсети