Клуб директоров

20
лет

906
директоров

5885
статей





Божий мир глазами православных художников

В начале июля в выставочном зале музея истории города Арсеньева по благословению епископа Арсеньевского и Дальнегорского Гурия и при непосредственном участии епархии открылись сразу две новые выставки, состоящие, фактически, из двух самостоятельных направлений, но с общей духовной сутью. Показ этой коллекции актуален именно сейчас, когда весь православный мир празднует 700-летие Рождества преподобного Сергия Радонежского.

Открывая очередную выставку, владыка Гурий сказал: «Воистину был прав Фёдор Иванович Достоевский, что красота спасёт мир, а в Год культуры в России об этом стоит напоминать чаще. Красота Божьего мира, красота творения рук людских, в общем - всё это Божья красота. Пусть эта выставка напомнит о русских традициях, будет на радость и Божье благословение».

Первое направление выставки - живописное, и его можно назвать «духовным пейзажем», так как большинство выставленных полотен, а их здесь более шестидесяти (чаще всего холст, масло), посвящено теме духовности, святым обителям и просто чудным уголкам родной природы. Полотна принадлежат кисти двух десятков художников, одни из которых являются признанными мастерами, другие - начинающими свой путь на художественном поприще, третьи - самодеятельными художниками, пишущими для души. Однако все они объединены темой любви к Отечеству, к его духовным святыням и природе.

На выставке присутствуют полотна нескольких известных мастеров живописи: К.А. Прохорова (народного художника СССР, члена Союза художников СССР с 1948 года), Н.Н. Третьякова (члена Союза художников России), М.П. Кудрявцева, известного художника-реставратора, кандидата архитектуры, активного деятеля русского патриотического движения, автора уникальной монографии «Москва - Третий Рим», вдова которого, Татьяна Николаевна, будучи не менее известным архитектором, оказывает серьёзную профессиональную помощь молодой Арсеньевской епархии. В настоящее время ею выполнены эскизы деревянной резной рубашки над престольной сенью и архипастырского седалища на горнее место.

На выставке размещены четыре эскиза росписей Свято-Пантелеимонова храма при ЦКБ №1 ОАО «РЖД» в Москве, выполненные художником-реставратором высшей категории, членом Московского Союза художников Н.В. Нужным.

Целая коллекция из тринадцати пейзажей принадлежит кисти московской художницы и иконописца А.В. Штатновой, с самого начала активно сотрудничающей с новой епархией. Ею уже написана большая храмовая икона Божией Матери «Троеручица», а сейчас она работает над монументальной соборной иконой «Благовещение Божией Матери», на полях которой, по идее правящего архиерея, будут помещены изображения самых известных избранных Святых Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Кроме мастеров профессиональной живописи, в выставке приняли участие и представители духовного поприща. Большинство из них имеет первичное мирское образование в области архитектуры и художеств, поэтому любителями, по определению, они считаться не могут. В первую очередь следует сказать, что в выставке участвуют две работы самого правящего архиерея, владыки Гурия (в миру - В.А. Фёдорова), одна из которых написана ещё в 1981 году, в бытность его студентом 1 курса Московского архитектурного института, а вторая - в 1993 году, в период несения им послушания старшего иподиакона при Святейшем Патриархе Алексии II.

Полотна целой семьи московских художников Муленковых представлены на выставке: главы семейства, члена Союза художников России В.С. Муленкова, его супруги Валентины Николаевны и их дочери, инокини, сестры Арсеньевской женской монашеской общины Дарьи. Сама инокиня Дарья, являясь членом Союза художников города Москвы, представила на выставку две картины, посвященные монашеским обителям. Здесь же можно увидеть целую серию иллюстраций инокини-художницы, подготовленных ею для книги «Путеводитель по Арсеньевской епархии».

Кроме того, на выставке есть две небольшие акварели кисти бухгалтера Арсеньевского епархиального управления Н.И. Смирновой, племянницы самобытной московской художницы Г.Л. Дорониной.

Вторая часть выставки представляет серию этнографических экспонатов: целую коллекцию женских русских костюмов XIX - начала XX веков из одиннадцати российских губерний, а также бытовой и кухонной утвари того же периода (коллекция Арсеньевской епархии). Эта часть выставки носит условное название - «Быт русского человека».

По поводу костюма как средства отражения статуса человека владыка Гурий сказал следующее: «Эти костюмы заставляют обратить особенное внимание на русскую православную культуру. Сергей Глебушкин* сказал так: «На разные случаи жизни у русских были разные костюмы: женится - один костюм, трудится - другой, а если умирает, то тоже особенный костюм… Статус русской женщины можно было определить по её костюму: девица-невеста, мать семейства или вдова - видно сразу, а сейчас и не поймешь, кто перед тобой и что из себя представляет». Пожалуй, только в Церкви нынче сохранились традиции специальных одеяний. Нужно напомнить людям об истории национального костюма».

* Сергей Глебушкин, член Союза художников России и Международной федерации художников; известный коллекционер и собиратель русского народного костюма.


Колодей Лариса Васильевна

Должность:
действительный член РГО, краевед

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь