Автоматизация магазинов и складов

«Человеку свойственно ошибаться…»
Марк Сенека

В настоящее время трудно представить какой-либо вид современной человеческой деятельности без применения автоматизированных устройств.

В бизнесе одним из самых ценных ресурсов является время, и именно благодаря автоматизации различных сфер деятельности человека, мы можем его экономить.

АВТОМАТИЗАЦИЯ – деятельность, направленная на частичное или полное исключение человека из трудового процесса путем передачи его функций в специально созданную машину (автомат). Смысл автоматизации вынесен в эпиграф статьи: раз человеку свойственно ошибаться, необходимо минимизировать его деятельность в этом ключе.

АВТОМАТИЗАЦИЯ МАГАЗИНОВ

Магазины классифицируются: на магазины прилавочного типа и магазины самообслуживания, которые, в свою очередь, делятся на мини-, супер- и гипермаркеты.

К магазинам прилавочного типа относятся: ларьки, бутики, небольшие придомовые магазины. В них автоматизировать можно лишь часть процессов, благодаря унифицированной технологии штрих-кодирования товаров.

Неуклонно растет количество магазинов формата самообслуживания, такие магазины постепенно вытесняют в городах прилавочные. Формат самообслуживания выгоден для его владельца, так как позволяет увеличить не только поток покупателей, но и увеличить общую сумму чека за счет большего ассортимента предлагаемых товаров. В таких магазинах можно автоматизировать практически все процессы.

Рассмотрим внутреннюю структуру, бизнес-процессы магазинов и разберем отличия в работе прилавочного формата и самообслуживания.

ТИПОВАЯ СХЕМА РАБОТЫ ЛЮБОГО МАГАЗИНА:

Товаровед взаимодействует с поставщиками (заказывает товары, оформляет поступления и возвраты товаров поставщикам, определяет ассортимент).

Кладовщик производит приёмку товаров от поставщиков на склад магазина, фасует весовые товары, осуществляет выдачу товаров в торговый зал.

Продавец обслуживает покупателей, упаковывает и выдает товар.

Кассир принимает платежи.

В магазинах прилавочного типа продавец и кассир объединены в одну должностную единицу – продавец-кассир, а товаровед зачастую является и кладовщиком. В крупных магазинах самообслуживания ко всем перечисленным добавляется ещё и оператор – специалист, который заносит в базу данных сведения о товарах, поступивших от поставщиков.

Для того чтобы автоматизировать деятельность работников магазина, в первую очередь необходимо унифицировать информацию о товарах. Эту проблему решает система штрих-кодирования. Если применять 100% штрих-кодирование товаров, то можно эффективно автоматизировать деятельность прилавочного магазина.

    Результатами автоматизации магазина являются:
  • увеличение пропускной способности магазина;
  • удобство для покупателей в получении информации о товаре;
  • сокращение времени обслуживания покупателей;
  • созможность учета товара по штрих-кодам, по характеристикам (цвет, размер, срок годности и т.д.);
  • учет денежных средств (наличный и безналичный оборот, остаток в сейфе, в денежных ящиках, инкассация, прочие приходы, расходы…);
  • подбор товара сканером, проверка остатков товара в магазине;
  • ускорение инвентаризации товаров. Инвентаризация товаров по видам (без остановки работы магазина);
  • ведение складского учета товара;
  • использование дисконтных, накопительных карт, подарков;
  • минимизация возможностей для воровства и обсчета покупателей сотрудниками.
    В качестве аппаратного обеспечения при автоматизации торговых предприятий используются:
  • Сканеры штрих-кодов используются на рабочих местах кассиров, товароведов и операторов;
  • POS терминалы – рабочие места кассиров;
  • Принтеры штрих-кодов используются при фасовке товаров;
  • Весы с печатью этикеток и штрих-кодов;
  • Персональные компьютеры и серверы;

На основе практического опыта, специалистами ООО «Зенит Торговое оборудование» были наработаны типовые решения, одно из таких решений опишем на примере среднего магазина самообслуживания.

В данном решении применяется разделение информационных баз (хранилищ информации).

Принцип работы следующий:

Товаровед осуществляет ввод первичной информации в товароучётную информационную систему по поступлению и возвратам товаров, контролирует взаиморасчеты с поставщиками, переоценивает товары.

Оператор вносит в товароучётную систему данные о поступивших товарах, их характеристики, сроки годности, штрих-коды и т.д.

Данные из товароучётной системы передаются в весы и в базы кассовых терминалов.

Кладовщик или сотрудники торгового зала осуществляют фасовку весовых товаров, наклеивают сгенерированные весами этикетки со штрих-кодом и ценники, расставляют товары на стеллажах и витринах.

Кассиры фиксируют процессы реализации товаров и проводят расчеты с покупателями, при этом кассиры не анализируют каждый товар, они просто считывают сканером штрих-кодов информацию с этикеток, и система сама подсчитывает в чеке все товары, рассчитывает сдачу. Кассирам остается только принять деньги и выдать сдачу или оформить платёж посредством эквайрингового терминала с пластиковой карты.

В конце рабочего дня данные о продажах выгружаются из кассовых терминалов в товароучётную систему.

Данные о закупках, инвентаризациях и продажах синхронизируются с информационной системой бухгалтерского учёта.

Автоматизация магазина несет в себе множество выгод для собственника: это и повышение прибыльности торговой точки, и прозрачность процессов предприятия.

АВТОМАТИЗАЦИЯ СКЛАДОВ И СКЛАДСКИХ КОМПЛЕКСОВ

Основной задачей автоматизации склада является решение проблем внутренней логистики – оптимальное размещение товаров в ячейках хранения, оптимизация маршрутов по раскладке товаров и сборе заказов на отгрузку.

    Результатами автоматизации склада являются:
  • актуальная информация о состоянии складских запасов и эффективности работы ресурсов в режиме реального времени;
  • повышение пропускной способности склада;
  • сокращение количества допускаемых персоналом ошибок;
  • минимизация человеческого фактора;
  • оптимизация финансовых издержек на выполнение складских операций;
  • увеличение производительности работы персонала и деятельности склада в целом;
  • повышение уровня обслуживания клиентов.
    Функционал типовой информационной системы складского учёта включает в себя автоматизацию следующих процессов:
  • Приемка.
  • Хранение.
  • Комплектация заказа.
  • Отгрузка.
  • Взаиморасчеты.
  • Контроль выполнения операций.

В последнее время набирают популярность роботизированные системы, так называемые АСК – автоматизированные складские комплексы, применяемые для автоматизации крупных складов. Такие решения существенно дороже, но они окупаются в течение первых 1-2 лет, так как полностью ликвидируют человеческий фактор. При такой автоматизации складом управляет фактически 1 человек.

Одна автоматическая зона хранения работает в режиме всех типов складов. Все склады разделены на программном уровне, и по каждому ведется свой учет. Но только теперь на складе работает всего лишь один оператор. АСК способен совместить обработку и адресное хранение разногабаритных единиц хранения. Это может быть, к примеру, небольшая ячейка для хранения, так называемой мелочевки, ячейки для хранения крупной оснастки, а также крупные единицы, хранящиеся на паллете. И все это будет учтено и обработано.

Запросил оператор номенклатуру, хранящуюся в мелкой ячейке, и АСК выдаст ячейку, где хранится данная номенклатура. Запросил крупногабаритную номенклатуру, и система в автоматическом режиме выдаст паллету, где она находится.

Автоматизация сопряжена с определенными расходами. Но все затраты на автоматизацию Вашего объекта окупятся быстро и многократно, если этим занимаются грамотные специалисты.

    Компания «ЗЕНИТ» в рамках АВТОМАТИЗАЦИИ предлагает услуги:
  1. Предпроектное обследование объекта;
  2. Экспертное заключение, создание проекта;
  3. Подбор программного обеспечения и техники;
  4. Монтаж, настройка, внедрение «под ключ» (в т.ч. обучение персонала);
  5. Сервисное сопровождение.

Если у Вас возникла потребность в автоматизации либо в сервисном сопровождении предприятия, обращайтесь к нашим специалистам.



Добавить комментарий

Войти через соцсети