Новое – хорошо забытое старое

Полтора года Банком России анализируются экономические условия, в которых осуществлялась денежно-кредитная политика на основе мониторинга предприятий реального сектора экономики. В опросе участвуют более 6 тысяч предприятий из 79 регионов Российской Федерации. По Приморскому краю таких предприятий насчитывается немногим более сотни. О некоторых результатах и наблюдениях по результатам регионального мониторинга читатель мог познакомиться в предыдущих выпусках “ВБ”.

Здесь хотелось бы обратить внимание руководителей предприятий, что Банк России сделал следующий шаг по пути к реальному сектору экономики, разработав положение “О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами”. Согласно этому положению предполагается принимать в обеспечение предоставленных коммерческим банкам кредитов залог векселей, прав требований по кредитным договорам финансово устойчивых предприятий и организаций, отвечающих установленным Центральным Банком России требованиям, а также закладных.

Предыдущий анализ результатов наблюдений в определенной степени показывает отрасли и предприятия, экономическое и финансовое положение которых оказывается более устойчивым (насколько это возможно в нашем неустойчивом положении). Разумеется, советовать как достичь желаемой устойчивости, проще, чем реально ее обеспечить. Но с другой стороны, хочется надеяться, что выдержки из довольно любопытного эссе молодого исследователя В. Галкина о связи между древними традициями и современной экономикой на уровне ассоциаций помогут поразмышлять о возможностях или направлениях деятельности, способствующих финансовой устойчивости предприятий.

В рыночной среде, имеющей много схожего с полем битвы, в роли полководца выступает менеджер, а знание принципов современного маркетинга дает ключ к пониманию рыночных процессов и способствует принятию правильного управленческого решения.

“Идти туда, где не ждут; атаковать там, где не подготовились”.

Увеличение целевого рынка сбыта. Успех продвижения услуг или продаж товаров зависит от множества факторов. На рынке нередко складываются ситуации, когда определенные группы потребителей не получают по каким-либо причинам товары, за которые они готовы платить, либо характеристики имеющихся их не устраивают.

“Тот, кто преуспел в военном деле, подчиняет чужие армии, не вступая в битву, захватывает чужие города не осаждая их, разрушает чужие государства без продолжительного сражения:”

Менеджмент. Менеджеры японского химического комбината, допустив просчеты при изготовлении клея, выпустили огромную партию никому не нужного вещества. Какой выход? Поиск путей преодоления оплошности привел к изобретению самоклеющихся бумажек для записей, которые сегодня можно найти на каждом рабочем столе. Возможные потери были компенсированы с лихвой. Компания стала единственным поставщиком нового товара.

Увеличение производительности промышленных предприятий и сохранение экологии рек могут быть совершенно не взаимоисключающими факторами для экономики государства, если найти правильный компромисс. Фабрики, в производственном цикле которых важное значение имеют природные воды, как правило, не проявляют должной инициативы к расходам на закупку дорогостоящих очистных сооружений. В одной из европейских стран решение подобного вопроса было сведено к тому, что фабрики имеют право делать слив производственных вод только выше по течению от того места, где осуществляется водозабор:

“Тот, кто знает врага и знает себя, не окажется в опасности и в ста сражениях. Тот, кто не знает врага, но знает себя, будет то побеждать, то проигрывать. Тот, кто не знает ни себя, ни врага, неизбежно будет разбит в каждом сражении”

Анализ внешней среды и внутрифирменный контроль. Эксперты по маркетингу исследуют все основные аспекты внешней среды: потребителей, конкурентов и поставщиков, а также социальные, политические и технологические тенденции регулирования. Этот анализ позволяет не только определить важнейшие тенденции в бизнесе, но и измерить эффективность деятельности компании по сравнению с ее конкурентами. Руководство фирмы часто с гордостью заявляет о значительном увеличении сбыта, однако анализ может выявить уменьшение ее доли рынка там, где рынок расширяется. Эффективность маркетинга ставит вопросы о прибыльности данного ассортимента изделий. Может быть для некоторых изделий необходимы дополнительные усилия по маркетингу? Следует ли пересмотреть цены, снизить себестоимость и прекратить выпуск других изделий? Как следует распределять средства, выделенные на весь комплекс маркетинговой деятельности?

“В древности тот, кто преуспел в войне, прежде делал непобедимым себя”

Личность менеджера. Как мы ко всему относимся, как ведем, как мыслим – вот это и создает самые большие препятствия на пути к индивидуальному успеху и успеху всей организации в целом. Прежде чем понять, что нужно делать, чтобы добиться успеха, нам пришлось научиться смотреть на себя как на проблему. Мы научились спрашивать себя “Откуда возникает проблема? Из того, что мы делаем, или из того, что мы не делаем?” В процессе поиска ответа на эти вопросы мы поняли, что разгадка заключается в нас самих.

Сейчас для нас самое главное – понять, что мы хотим от жизни, к чему стремимся, что будем делать, когда добьемся желаемого. Сделать это каждый может и должен самостоятельно, никто в этом не поможет. Но девяносто процентов людей так никогда и не приходят к окончательному решению. Вот почему очень немногие добиваются успеха.

“Тот, кто способен изменяться и преобразовываться в соответствии с врагом и вырывать победу, зовется возвышенным! Поэтому ни один из пяти циклов не господствует постоянно: четыре времени года не сохраняют постоянно свое место; солнце светит более продолжительное и более короткое время; луна прибывает и убывает”

Теория жизненного цикла. Управление с учетом теории жизненного цикла, применимо и к товару, и к услугам. Когда спрос на какие-либо товары уменьшается, менеджеры принимают меры для сохранения выручки, стимулируют продажи, разрабатывают новые товары или совершенствуют настоящие:

“Так как они не могли слышать друг друга, придумали знамена и флаги. Гонги и барабаны, знамена и флаги – это средство слить воедино глаза и уши людей”

Корпоративные информационные системы.В любом бизнесе, на любом рынке без информации успеха нет. Компьютеризация и создание внутренних и внешних корпоративных информационных сетей дает возможность оперативно реагировать на малейшие изменения среды, осуществлять все необходимые внутренние и внешние связи. Потенциально все люди имеют равные возможности, существенным фактором же выступает современное знание и информированность.

“Стратегия ведения войны такова: не полагайся на то, что враг не придет, полагайся на средства, которыми располагаешь, чтобы принять его. Не полагайся на то, что враг не нападет, полагайся на то, чтобы наши позиции были неуязвимы для нападения”

Оценка рисков в бизнес-планировании. Быть готовым, значит быть способным справиться с последствиями каких-либо нежелательных событий. И хотя сложно предугадать и защититься от множества случайностей или умышленных действий, способность быть неуязвимым древние оценили выше.

“Изобрази выгоду, чтоб завлечь его”

Реклама.Реклама управляет действиями групп, так как товар, который в рекламе не нуждается в настоящее время является больше исключением из правил. Формируя и стимулируя спрос, продавцы управляют поведением клиентов, которые, собственно, и являются основной составляющей успешного бизнеса. Бизнес – это способность заставить клиента тратить деньги.

“Тот, кто до сражения определяет в храмах предков, кто одержит победу, находит, что большинство обстоятельств в его пользу.”

Стратегическое планирование.

  • Есть ли у вашей фирмы долгосрочные цели?
  • Да.
  • О каких сроках идет речь?
  • Двести пятьдесят лет.
  • Что вам потребуется для достижения этих целей?
  • Терпение.

“Управление многими подобно управлению немногим. – Это вопрос разделения сил.

Введение в бой многих подобно введению в бой немногих. Это вопрос формы и названия”.

Структура подразделений. Классическая организационная модель носит название “бюрократическая”, где каждый сотрудник компании выполняет ограниченный набор функций. В такой организационной схеме существует строгое делегирование полномочий и контроль высшей инстанции над низшей. Отдел подчиняется подразделению, подразделение управлению, управление – генеральному директору. На личном уровне: сотрудник подчиняется начальнику отдела, тот в свою очередь начальнику подразделения и наконец начальник управления подчиняется генеральному директору. Данная модель не является единственной, однако существует немало организаций, жизнеспособность которых зависит от соблюдения правил “бюрократической ” модели.



Добавить комментарий

Войти через соцсети