Клуб директоров

20
лет

905
директоров

5885
статей



Прилавок или самообслуживание?

ОПРЕДЕЛЯЕМСЯ С ФОРМАТОМ БУДУЩЕГО МАГАЗИНА:
МАГАЗИН САМООБСЛУЖИВАНИЯ
Если в районе проживают требовательные покупатели, которые ценят свое время, комфорт, а также имеют определенный культурный уровень потребления услуги магазина данного формата, они не станут воровать товары и рвать упаковку или уничтожать товары.
МАГАЗИН ПРИЛАВОЧНОГО ТИПА
Если магазин расположен не в самом благоустроенном районе. Если менталитет людей не готов к формату магазина самообслуживания. Особенно касается магазинов в деревнях и поселках, где люди привыкли больше общаться, и им нужно общение с продавцом, конкретным человеком.
Первоначальные вложения в магазин
Выше на порядок, т.к. требуется больше оборудования и больше видов оборудования Обязательна автоматизация. Сравнительно небольшие вложения на этапе открытия. Можно открыться без автоматизации/
Объем продаж
Сумма каждого чека выше как минимум на 30-50% благодаря импульсным покупкам. Объем продаж сам по себе ниже по сравнению с магазином самообслуживания.
Сохранность товара, воровство
Риск кражи - высокий. Минимальный риск краж и случайного повреждения товаров покупателями.
Издержки на персонал
Издержки выше, т.к. как минимум дополнительно необходимо иметь кассира (или нескольких кассиров), охранника. Издержки ниже. Продавец - это кассир, охранник как отдельный сотрудник не нужен, т.к. все товары находятся вне свободного доступа и подаются продавцом из-за прилавка.
Пропускная способность магазина
Способен обслуживать больший поток клиентов, т.к. здесь покупателю не нужна консультация продавца, он берет в руки товар и читает этикетки, а также сам складывает товар в корзину. Покупателям предоставлено меньше свободы и низкая скорость обслуживания, ведь если в очереди стоять, то отдельно в каждый отдел.
Зависимость объема продаж от уровня подготовки персонала
Минимальная. Покупатель получает всю информацию, читая этикетки и указатели в торговом зале. Обучение персонала - быстрое и по- минимуму. Максимальная. Продажи через прилавок - это персональные продажи конкретного продавца, зависящие от его квалификации, знания товара и настроения.
Психоэмоциональный комфорт покупателей, сказывающийся на объеме продаж
Люди не любят разговаривать с продавцами - доказано психологами. Поэтому они испытывают комфортное состояние, когда могут выбирать товары сами, не тревожа продавца. Формат менее комфортный, так как покупателю приходится обращаться с просьбами к продавцу показать тот или иной товар. Преодоление покупателем внутреннего протеста.
Широта товарного ассортимента при одинаковой площади магазина
Ассортимент шире за счет большего количества оборудования в магазине и за счет больших возможностей в выкладке товара. Ассортимент меньше, меньше возможностей применения правил мерчендайзинга.
Потребительские домыслы и внутренние убеждения (соответствующие и не соответствующие действительности), влияющие на принятие решения, в каком магазине делать покупки
  1. Здесь товары дороже.
  2. В магазине самообслуживания потрачу больше денег, т.к. у меня будет больше искушений.
  3. Мне нужно купить много товаров, поэтому пойду в магазин самообслуживания, там все найду.
  4. Могу провести в магазине столько времени, сколько захочу, меня никто торопить не будет.
  5. Смогу взять с полки товар с самым долгим сроком хранения.
  6. Смогу прочитать состав продукта и подумать, нужен он мне или нет.
  7. Я без проблем смогу оплатить товары картой банка.
  8. Я ожидаю высокий уровень обслуживания.
  9. Сюда ходит больше людей, значит, все более свежее.
  1. Здесь меньше наценка, поэтому товары дешевле.
  2. Быстрее сделаю покупки, т.к. быстро подойду к прилавку и куплю сникерс (воду, сигареты).
  3. Я не смогу купить все необходимое, т.к. нет широты ассортимента.
  4. Мой кошелек в большей опасности, т.к. нужно перед каждым отделом доставать кошелек и рассчитываться отдельно.
  5. Здесь отовариваются люди с низким достатком.
  6. Здесь может обвесить и обсчитать продавец.
  7. Скорее всего, я не смогу оплатить товары банковской картой.
  8. Я ожидаю низкий уровень обслуживания.
  9. Сюда заходит меньше людей, значит, товар может оказаться залежалым и несвежим.
Если у вас остались сомнения, какой формат магазина нужно открыть, обратитесь к сотрудникам нашей компании, и мы поможем вам сориентироваться в данном вопросе.

Шаврин Алексей Леонидович

Должность:
коммерческий директор ООО «Зенит», ведущий эксперт компании в области магазиностроения и оснащения (модернизации) складов.
Сайт:
www.zenit-to.ru

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь