Бизнес – территория эволюции духа

Продолжение

Целеполагание – важнейшая процедура определения стратегии развития организации, так как вплотную приближает бизнес-идею и миссию к среде рыночных реалий. На этом этапе происходит “взвешивание” потенций и проявляется амбициозность организации. Однако порой бизнесмены забывают, что планка целей задает динамику деятельности людей, и иногда ставится так высоко, что может быть достижима только при качественном изменении отношения к делу сотрудников. Если не понимать, что изменение отношения к делу есть результат изменения сознания, то можно и “надорваться”. А сознание меняется только у того, кто прикладывает к этому усилия, т. е. саморазвивается. Следовательно, намечая высокие результаты, стоит позаботиться о тех, кто будет их достигать.

В вопросах целеполагания есть один тонкий момент, связанный с общественной этикой. Дело в том, что организация обладает коллективным самосознанием (этот вопрос мы подробней обсудим ниже), и это делает ее живой. В свою очередь она воздействует на не менее живой социум, и тезис “для достижения цели все средства хороши” не годится, ибо может привести к тяжелым социальным последствиям (экологические проблемы, здоровье людей, агрессивность общественного сознания, возможность войны и т. д.), или вызовет конфликт в умах самих сотрудников и развалит организацию изнутри.

Стратегия, как метод достижения целей организации и элемент воплощения ее миссии, похожа на выбор жизненного пути человеком. Четкое понимание зависимости стратегии от цели, а последней от миссии, совершенно необходимо в бизнесе. Разрыв причинно-следственных связей на таком уровне подобен медленному подпиливанию сука, на котором сидишь. Если нам понятна необходимость отражения в миссии вопросов развития личности, то соблюдая последовательность, мы придем к ней и в разработке стратегии. Трудность заключается в том, что стратегическое планирование не ассоциируется с личностным ростом, так как происходит в области экономических понятий и попытка связать одно с другим может показаться “притягиванием за уши”.

Преодолеть этот барьер непонимания для большинства бизнесменов так же сложно, как обычному человеку осознать, что выбор жизненного пути нужно делать, исходя из цели саморазвития. Обычно мы поступаем в институт, но не используем полученные знания; создаем семьи с партнерами, которым не можем дать ничего; защищаем идеи и принципы, над смыслом которых даже не задумываемся. Скорбный список подобного рода выборов путей можно продолжать бесконечно. Важно понять, что главное в любом деле, как правило, находится не на поверхности, а в его сути.

Маркетинговая политика довольно легко поддается очеловечиванию ввиду своей априорной клиентоориентированности. Маркетинг – достойный инструмент понимания важности деятельности для других. “Бизнес – для клиента” – беспроигрышная позиция в рыночных условиях, реализуя ее, сотрудники организации на собственном опыте убеждаются в действенности антиэгоистичных подходов к делу. Главное, чтобы отношение к клиенту было естественным, иначе фальшь сразу станет заметной. Для того, чтобы так было, необходимо, чтобы каждый сотрудник сам выработал в себе чувство уважения к клиенту или хотя бы терпимости. Учитывая социальную напряженность и неуравновешенность сограждан, становится понятно, что дается это не легко – ведь надо преодолеть в себе гордыню и эгоизм, а так же уметь управлять эмоциями. Это хорошая практика, и ее эффективность, безусловно, будет высока, если отмечать в ней полезность для саморазвития.

Создание конкурентных преимуществ самая творческая часть процесса реализации бизнеса. Здесь для полета фантазии открыты все границы. Российский рынок в этом смысле – непаханное поле, у нас всерьез о конкурентных преимуществах можно говорить разве только в случаях естественных монополий. Стоит ли сомневаться в ценности творчества для саморазвития? Мало того, что в бизнесе есть что выдумывать, так это можно делать коллективно. Мозговые штурмы по таким вопросам дают прекрасный опыт взаимопонимания и сильно сближают людей.

Имидж есть у любой организации вне зависимости от того, озабочена она этим вопросом или нет. И формируется имидж всегда сразу с двух сторон – изнутри и извне. Часто приходится наблюдать заботу организаций только о внешнем имидже, в то время как внутренний оставляет желать лучшего. Внешний имидж легко создать за деньги посредством проведения грамотных PR акций, а вот внутренний – куда сложней. Своих сотрудников не оболванить никак. Благоприятный внутренний климат в коллективе указывает на качество отношений между людьми и создает условия, способствующие их самореализации. Все прекрасно знают, что достаточно зайти в любую компанию, и сразу же чувствуется какая там атмосфера. Можно потратить кучу денег на создание дутого внешнего имиджа, а клиент придет и все увидит. Ценность имиджа заключается в том, что его истинное лицо есть продукт взаимопонимания, а это всегда связано с преодолением себя. Создать устойчивый благоприятный имидж возможно только при наличии коллективного самосознания.



Добавить комментарий

Войти через соцсети