Ужесточение порядка проведения «камералки»

ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Продолжение.
Начало в №12 (172), октябрь 2013
    Начиная с 2014 г. ужесточен порядок проведения камеральных налоговых проверок деклараций по НДС. А именно:

  1. Для налогоплательщиков вводятся новые обязанности. Согласно абз. 2 п. 3 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе потребовать пояснения в следующих случаях: при представлении уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате, и при камеральной проверке декларации с заявленной суммой убытка. Кроме того, при представлении уточненной декларации с уменьшенной суммой налога к уплате и уточненной декларации с увеличенной суммой убытка по истечении двух лет со дня, установленного для ее подачи, инспекция вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение показателей декларации, а также аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения.

  2. Расширен перечень случаев, когда налоговый орган сможет при проведении камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщика документы.

    Согласно новому пункту 8.1 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по НДС, в случаях, когда:

    • выявлены противоречия в сведениях об операциях, которые содержатся в декларации по НДС;
    • выявлены несоответствия сведений об операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной в инспекцию другим налогоплательщиком или иным лицом, обязанным представлять декларации по НДС;
    • выявлены несоответствия сведений об операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, которые содержатся в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с гл. 21 НК РФ возложена соответствующая обязанность.
      Истребовать указанные документы налоговый орган вправе только если выявленные противоречия и несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.

    Следует отметить, что, по мнению Президиума ВАС РФ, изложенному в Постановлении от 15.03.2012 №14951/11, в рамках действующих правил Налогового кодекса РФ налоговый орган также вправе истребовать первичные документы у налогоплательщика, если в ходе камеральной проверки выявлены несоответствия сведений, содержащихся в представленной отчетности (не важно, по какому налогу), данным, которые имеются у инспекции.

    Обращаем внимание, что правила ст. 88 НК РФ с 1 января 2014 г. будут распространяться и на иных лиц, которые обязаны представлять налоговые декларации (п. 10 ст. 88 НК РФ). Напомним, что таковыми являются, в частности, организации и предприниматели, применяющие УСН, в случае выставления счетов-фактур с выделенной суммой налога (п. 5 ст. 173, п. 5 ст. 174 НК РФ).

  3. При проведении камеральной проверки декларации по НДС налоговый орган вправе проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов. 1 января 2015 г. вступит в силу новая редакция п. 1 ст. 92 НК РФ, которым установлено право налоговых органов проводить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов. Согласно нововведениям налоговый орган сможет осуществлять осмотр в рамках камеральной проверки декларации по НДС в следующих случаях:
    • если представлена декларация с заявленной суммой налога к возмещению;
    • если выявлены определенные противоречия, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.
    Осмотр будет проводиться на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку. Д анное постановление должно быть утверждено руководителем налогового органа или его заместителем.

    Изменения также внесены в п. 1 ст. 91 НК РФ, который предусматривает основания для доступа должностных лиц налогового органа на территорию или в помещение проверяемого налогоплательщика: названные лица обязаны предъявить служебные удостоверения и указанное мотивирующее постановление.

    Следует отметить, что на данный момент (до 01.01.2015 г.) вопрос о правомерности осмотра территорий и помещений налогоплательщика при осуществлении камеральной проверки является спорным. ФНС России в Письме от 29.12.2012 №АС-4-2/22690 разъяснила, что проведение осмотра территорий в рамках камеральной налоговой проверки Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. Однако судебная практика по данному вопросу противоречива.



Добавить комментарий

Войти через соцсети