Налоговые проверки

Что изменилось в порядке оформления результатов и обжалования налоговых проверок

Ежегодно налоговое законодательство претерпевает многочисленные изменения. Не стал исключением и прошедший год. В середине 2013 г. были приняты несколько Федеральных законов, регулирующих порядок вынесения и обжалования ненормативных актов налоговых органов, которые внесли существенные изменения в первую часть Налогового кодекса РФ. Это Федеральный закон от 02.07.2013 №153-ФЗ и от 23.07.2013 №248-ФЗ. Часть изменений вступила в силу с 3 августа 2013 г., и часть вступает в силу с 1 января 2014 г.

Хотелось бы остановиться на основных нововведениях, касающихся порядка проведения, вынесения и обжалования ненормативных актов налоговых органов, вынесенных по результатам проведенных налоговых проверок.

  • Изменены способы вручения требования о представлении документов. Теперь вручать его лично под расписку налоговые органы обязаны только в том случае, если должностное лицо, проводящее проверку, находится на территории налогоплательщика. Если таким способом требование вручить не удается, оно направляется в общем порядке (п. 4 ст. 31 НК РФ).
  • Новая редакция п. 2 ст. 93.1 НК РФ закрепила за налоговым органом право истребовать у налогоплательщиков вне рамок проверок не только информацию относительно конкретной сделки, как это было ранее, но и документы.
  • С 15 дней до одного месяца (со дня получения акта налоговой проверки) увеличен срок, в течение которого налогоплательщик или его представитель, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 101 НК РФ.
  • Также увеличен срок с 10 дней до одного месяца для представления возражений на акт о выявленных фактах, свидетельствующих о нарушении налогового законодательства (п. 2, п. 5 ст. 101.4 НК РФ).
  • Введена обязанность налоговых органов ознакомить налогоплательщика с материалами налоговых проверок и результатами дополнительных мероприятий налогового контроля не позднее двух рабочих дней до дня рассмотрения указанных материалов, если налогоплательщиком подано соответствующее заявление (абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ). Ранее налоговое законодательство предусматривало право налогоплательщика знакомиться с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля до вынесения решения по результатам проверки, но отсутствовал конкретный срок для ознакомления с указанными материалами.
  • Увеличен срок вступления в силу решения о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенных по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Ранее оно вступало в силу по истечении 10 дней с даты его вручения проверенному лицу или его представителю. Теперь решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение (п. 9 ст. 01 НК РФ).
  • Конкретизированы требования к способу передачи решения, и акцентируется дата получения решения. Это очень важно, так как от даты получения решения исчисляется срок для его обжалования. Срок вручения решения остался прежним – пять дней со дня его вынесения, а само решение должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем). В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма (п. 9 ст. 101 НК РФ). В прежней редакции решение считалось полученным по истечении шести дней.
  • С 1 января 2014 года установлен обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц. Но есть два исключения. Во-первых, ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных, могут быть обжалованы как в вышестоящем органе, так и в суде (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ). А во-вторых, ненормативные акты ФНС России и действия (бездействие) ее должностных лиц могут быть обжалованы только в суде (абз. 4 п. 2 ст. 138 НК РФ). Ранее обязательный досудебный порядок обжалования касался только ненормативных актов налоговых органов, т.е. решений о привлечении (об отказе) к ответственности…

Продолжение следует



Добавить комментарий

Войти через соцсети