Оспаривание решений налоговых органов, вынесенных по результатам выездной налоговой проверки

Не секрет, что организации стремятся как можно реже иметь дело с налоговыми органами, а в идеале – не иметь дел вовсе, ограничиваясь лишь сдачей налоговой отчетности. И дело не в том, что налогоплательщики не хотят платить налогов. Налоговое законодательство характеризуется с одной стороны сложностью, а с другой – изменчивостью. Именно это вызывает неуверенность и опасения даже у самых честных налогоплательщиков.

Тем не менее, налогоплательщику порой приходится сталкиваться с налоговыми органами при проведении последними налогового контроля, который может осуществляться в форме выездных налоговых проверок.

Основные этапы выездной налоговой проверки и реакция на нее налогоплательщика следующие.

Выездная налоговая проверка проводится по решению руководителя налогового органа по месту регистрации налогоплательщика. В ходе выездной налоговой проверки налоговые органы вправе проводить такие действия как осмотр помещений, допрос свидетелей, выемка документов и другие. По результатам проверки инспектор, проводивший проверку, составляет акт. В случае если были выявлены нарушения налогового законодательства, они подробно описываются в акте. Налоговое законодательство предъявляет строгие требования к оформлению как общих документов (решение о проведении проверки, акт налоговой проверки), так и документов, фиксирующих конкретные действия (протокол допроса свидетеля, протокол осмотра, требование о предоставлении документов и другие). Нарушение налоговым инспектором таких требований может повлечь в последующем признание незаконным и отмену решения налогового органа.

После составления и вручения налогоплательщику акта выездной налоговой проверки, налогоплательщик, не согласный с данным актом, вправе подать на него возражение в пятнадцатидневный срок со дня его получения. Однако непредставление возражений не препятствует в дальнейшем оспариванию решения налогового органа. Стоит отметить, что акт выездной налоговой проверки, какие бы нарушения он ни фиксировал, сам по себе не является решением, не ограничивает чьих-либо прав и отдельно не обжалуется.

Акт выездной налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения налогоплательщика (если они были представлены) рассматриваются руководителем налоговой инспекции, после чего выносится решение либо о привлечении к налоговой ответственности, либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности.

После вынесения решения, с которым не согласен налогоплательщик, необходимо строго следить за процессуальными сроками.

В течение одного месяца необходимо подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган (в Приморском крае это Управление ФНС России). Пропуск этого срока влечет оставление апелляционной жалобы без рассмотрения.

Как показывает практика, вышестоящий налоговый орган в большинстве случаев оставляет решение налоговой инспекции без изменения, либо изменяет его незначительно. Этому есть ряд причин. Во-первых, вышестоящий налоговый орган – все-таки налоговый орган, и по отношению к налогоплательщику есть лицо заинтересованное. Во-вторых, вышестоящий налоговый орган в своей деятельности обязан руководствоваться письмами, указаниями и прочими ведомственными документами, которые не имеют статуса нормативных правовых актов. А такие документы могут противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам.

Лишь после рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом у налогоплательщика появляется возможность обжаловать в суде решение налоговой инспекции о привлечении к налоговой ответственности (если оно не было отменено вышестоящим налоговым органом). При этом налогоплательщику установлен трехмесячный срок на подачу заявления в суд. Но на этой стадии затягивать не следует, так как решение о привлечении к налоговой ответственности после его пересмотра вступает в силу, и налоговая инспекция приступает к принудительному взысканию недоимки по налогам, пеней и штрафов.

Обширная арбитражная практика по налоговым спорам показывает, что, несмотря на постоянное совершенствование налоговой системы, в деятельности налоговых органов продолжают иметь место неправильные решения, нарушающие права налогоплательщиков. И в таких случаях только суд ставит точку в споре между налогоплательщиком и налоговым органом.

Судебные споры по обжалованию решений налоговых органов характеризуются сложностью и нередко длительностью. При самостоятельной защите своих прав налогоплательщик рискует совершить такие процессуальные ошибки, которые могут привести к проигрышу в суде, даже если решение налогового органа очевидно неверное. Во избежание совершения ошибок и грамотной защиты прав и законных интересов налогоплательщиков мы рекомендуем обратиться за помощью к профессиональным юристам, специализирующимся на решении подобного рода вопросов.



Добавить комментарий

Войти через соцсети