Клуб директоров

20
лет

906
директоров

5885
статей



Изменения налогового законодательства в 2014-2015 годах

В настоящей статье продолжим рассмотрение изменений налогового законодательства, внесенных Федеральным законом от 28 июня 2013 года №134-ФЗ. Начало действий данных изменений с 30.07.2013 г., с 01.01.2014 г., с 01.07.2014 г. и с 01.01.2015 г.
    1. С 30 июля 2013 г. введены следующие изменения:
  • налоговый орган будет вправе истребовать у налогоплательщиков вне рамок проверок не только информацию относительно конкретной сделки, но и конкретные документы (п. 2 ст. 93.1 НК РФ);
  • документы, используемые налоговым органом при реализации своих полномочий, в случае их направления по почте будут направляться российским организациям по адресу их места нахождения, который содержится в ЕГРЮЛ, т.е. по юридическому адресу (п. 5 ст. 31 НК РФ);
  • введены новые основания для взыскания недоимки зависимого общества с основного и наоборот;
  • порядок взыскания недоимки зависимого общества с основного и наоборот будет применяться и к тем организациям, которые суд признает иным образом зависимыми с должником.

Первые два изменения были подробно рассмотрены в предыдущем номере журнала. Остановимся на последних двух изменениях. Так, Федеральным законом №134-ФЗ предусмотрены новые основания для взыскания недоимки дочернего (зависимого) общества с основного и наоборот (пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ).

    Напомним, взыскание осуществляется в судебном порядке при условии, что:
  • недоимка числится за должником более трех месяцев;
  • на счета основного (зависимого) общества в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимого (основного) общества.

30 июля 2013 г. вступила в силу новая редакция данного подпункта. В новой редакции уточнено, что взысканию подлежит недоимка, возникшая по итогам проведенной налоговой проверки. Недоимка зависимого (дочернего) общества взыскивается с основного общества, если после того, как должник узнал или должен был узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, денежные средства или иное имущество были переданы основному обществу и такая передача повлекла невозможность взыскать недоимку с должника. Аналогичные основания предусмотрены и для взыскания недоимки основного общества с зависимого (абз. 4, 5 подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ). Кроме того, уточнено, что если выручка за реализуемые товары (работы, услуги) поступает на счета нескольких организаций или если денежные средства, иное имущество были переданы нескольким компаниям, то недоимка будет взыскиваться со всех организаций пропорционально доле поступившей им выручки, доле переданных денежных средств, стоимости иного имущества (абз. 6 подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ). Стоимость имущества в этом случае определяется как его остаточная стоимость, отраженная в бухучете организации-должника на момент, когда она узнала или должна была узнать о назначении выездной проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки (абз. 10 подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ).

Недоимка будет взыскиваться и в том случае, если выручка за реализуемые товары (работы, услуги) будет перечислена (денежные средства и иное имущество переданы) зависимым обществом основному и наоборот посредством совокупности взаимосвязанных операций. При этом не имеет значения, что участники данных операций не являются основными или зависимыми обществами (абз. 7 подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ). Данным пунктом предусмотрено и то, что указанный порядок взыскания недоимки будет применяться и к тем организациям, которые суд признает иным образом зависимыми с должником. Напомним, что по общему правилу статус организации (зависимое общество, основное общество) определяется в соответствии с гражданским законодательством РФ (абз. 8 подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ). В силу подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ недоимка взыскивается в пределах поступившей выручки, переданных денежных средств, иного имущества (абз. 9 подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ).

    2. С 1 января 2014 г., помимо ранее рассмотренных в предыдущем номере журнала изменений, введены следующие новые нормы:
  • посредники - неплательщики НДС при осуществлении деятельности в интересах плательщика данного налога должны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ);
  • плательщики НДС (в том числе являющиеся налоговыми агентами) обязаны будут представлять в инспекцию декларации по данному налогу только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ);
  • декларацию по НДС будут представлять и лица, не являющиеся плательщиками НДС, в случае выставления счетов-фактур с выделенной суммой налога. Подавать ее нужно будет в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
  • из п. 1 ст. 119 НК РФ будет исключено указание на субъект правонарушения - налогоплательщика, что позволяет оштрафовать за несвоевременное представление налоговой декларации и лиц, не являющихся плательщиками НДС.

Кутенкова Наталья Семеновна

Должность:
Налоговый консультант, работающий по программе налоговый адвокат

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь