Контролируемые сделки (2)
Продолжение. Начало в №10 (170)
Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию:
- календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках;
- предметы сделок;
- сведения об участниках сделок:
- полное наименование организации, а также идентификационный номер налогоплательщика;
- фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его идентификационный номер налогоплательщика;
- фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
- сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.
Указанные выше сведения могут быть подготовлены по группе однородных сделок.
В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении предоставленного Уведомления, налогоплательщик вправе направить уточненное Уведомление взамен представленного с указанием соответствующего номера корректировки в специально отведенном поле на первой странице титульного листа формы Уведомления.
Налоговый орган, получивший Уведомление о контролируемых сделках, в течение 10 дней со дня его получения направляет в электронной форме это уведомление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В случае неправомерного непредставления в установленный срок в налоговый орган Уведомления или предоставления недостоверных сведений, содержащихся в уведомлении, налогоплательщик будет привлечен к налоговой ответственности в соответствии со статьей 129.4 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.
Помимо Уведомления о контролируемых сделках, налогоплательщик обязан представлять по требованию ФНС России дополнительную документацию относительно конкретной контролируемой сделки (группы однородных сделок).
Под документацией, согласно п. 1 ст. 105.15 НК РФ, понимается совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме (если составление таких документов по установленной форме не предусмотрено законодательством РФ)
и содержащий следующие сведения:
- о деятельности налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), связанной с этой сделкой;
- сведения об использованных методах определения доходов для целей налогообложения доходов (обоснование причин выбора метода, указание на используемые источники информации, сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов и др.).
Налогоплательщик вправе представить иную дополнительную информацию, подтверждающую, что коммерческие и финансовые условия контролируемых сделок соответствуют тем, которые имели бы место в сопоставимых сделках.
Рекомендуемая структура и содержание документации, предоставляемой в целях налогового контроля, приведена в Приложении №1 к Письму ФНС России №ОА-4-13/14433@ от 30.08.2012 «О подготовке и предоставлении документации в целях налогового контроля».
Документация в целях налогового контроля, указанная в 105.15 НК РФ, относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), доходы и (или) расходы по которой (которым) признаются в соответствии с главой 25 Кодекса в 2012 году, может быть истребована ФНС России не ранее 1 декабря 2013 года.
Налоговый контроль над сделками между взаимозависимыми лицами
Закон №227-ФЗ помимо уже привычных камеральных, выездных и «встречных» проверок вводит новый вид налоговых проверок, проводить которые будет ФНС России по месту своего нахождения. Это проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Проверка проводится на основании уведомления о контролируемых сделках, предоставленного налогоплательщиком, или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, направленных в соответствии со статьей 105.16 НК РФ, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения повторной выездной налоговой проверки.
При проведении указанных проверок ФНС России вправе проводить мероприятия налогового контроля, установленные статьями 93 (п. 1, 2, 5), 95-97 НК РФ. При этом кодекс закрепляет запрет на контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам при проведении выездных и камеральных проверок (п. 1 ст. 105.17).
Основанием для проведения проверки будет являться решение руководителя (заместителя руководителя) ФНС России о проведении проверки. Такое решение может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления от налогоплательщика или извещения от налогового органа о фактах совершения контролируемых сделок.
Решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, доходы и расходы по которым признаются в соответствии с 25 главой НК РФ в 2012 году, должно быть принято не позднее 30 июня 2014 года.