Клуб директоров

20
лет

906
директоров

5885
статей





Правда и вымысел о Японcком автопроме

Продолжение.
Начало в №169 (09), сентябрь 2013
Мы продолжаем публиковать довольно интересные наблюдения о японском автопроме Андрея Губина, который, в силу специфики своего бизнеса (поставка запчастей), посетил примерно 16 заводов в Японии. В прошлом номере мы остановились на контроле качества. Продолжаем тему.

Контроль качества производится практически на всех этапах производства, и окончательно детали проверяются на выходе поштучно.

Конечные виды контроля совершенно разные по своему принципу. Фильтры проверяют на плотность, пропуская их под давлением через водяную ванну, и частично на разрыв по максимальному давлению. Диски и корзины сцепления - на биение и балансировку. Подшипники - на шум, биение и весовое наполнение смазкой. Ремни - на разрыв. Свечи накаливания проходят полный рентген-аппарат, чтобы нить накаливания была строго по центру корпуса. Помпы охлаждения - на вакуум. Амортизаторы проходят вибростенд. Тормозные колодки проверяют на геометрию (так как наполнитель феродо уже контролировался на прессе-дозаторе). Прокладки перебирают вручную в «хирургической комнате» и, не знаю почему, без обуви. Сальники тестируют на геометрию пресс-формы, при отклонении на 1 микрон пресс-форма уходит в металлолом, а ее стоимость 25-50 тысяч долларов США (ну всего один волосок, аж «сердце разрывается» от такого «расточительства»), работает всего на 15-20 тысяч сжатий.

За мою 15-летнию историю знакомства с японским автопромом, мне попалось всего несколько деталей с браком. Головка ГБЦ на MMS c неправильно рассверленными отверстиями. Прокладка ГБЦ, изготовленная в зеркальном отражении. Помпа охлаждения с раковиной (дырочкой с игольное ушко) в корпусе. Подшипник с раковиной на беговой дорожке. ШРУС с недорезанными шлицами. Если взять соотношение проданных деталей и брака, то эта цифра будет со многими нулями впереди и в какой степени - даже вычислить невозможно.

Есть моменты, которые трудно объяснить. Сложная операция (где, казалось бы, без присутствия человека просто никак нельзя) роботизирована и механизирована, и люди не участвуют, а простейшую операцию (например, упаковку) осуществляют вручную. То есть как ни крути, а «человеческий фактор» в любом случае присутствует.

Мало кто знает, что на японских заводах много гастарбайтеров из Индии, Пакистана, Бангладеш, Филиппин. Японец ты или нет - разница небольшая, но только в том случае, если есть контроль качества и все основные и самые сложные операции автоматизированы. Количество брака при таком подходе минимально.

В последнее время Япония тоже переживает экономический кризис. Большая текучка кадров. То документы забудут отправить, то заказ забудут включить в производство.

Молодежь не очень желает работать в поле и на заводах. Как и везде в мире, начинать трудовую деятельность и карьеру достаточно тяжело, зарплата хоть и гарантированная, но минимальная: после училища (в долларах США) - 1200, после техникума - 1500, после института - 1800. Чтобы прожить очень скромно в городе (скромнее, чем у нас) нужно 1800. Проезд пару остановок - минимум 1-2 доллара, тарелка риса - 2, креветки и немного редьки - минимум 8. Мясо японцы в силу дороговизны едят не каждый день. Комната - 300, коммуналка - 200. Страховка - минимум 200.

Помещения под офисы планируются как безкабинетные. Максимум - в дальнем углу стеклянная выгородка для начальника.

В офисах присутствует «дедовщина». Работая с 8 утра, все обязаны прибыть к 7 утра, чтобы с 7 до 7:30 делать уборку рабочего места, соответственно, молодежь начинает с туалета и общественных мест. С 7:30 до 7:50 планерка, затем 10 минут перекур и - за работу. Скромный обед принесут прямо к компьютеру. В 18 часов голову не поднимают из-за рабочего стола. Начальник подразделения ласково объявляет, на сколько еще нужно задержаться, чтобы поработать на свою «любимую» фирму, это примерно до 19-20 часов.

Когда я проезжал по Токио, Осаке в 21 час, в окнах офисов я видел, что большая часть персонала находится на рабочих местах. Правда после работы стараются устроить коллективную «пьянку» (они называют это - «патти») по любому поводу и без повода, иногда до 3 часов ночи, причем это сильно поощряется руководством фирмы (единство команды), и чаще всего спиртное проплачивается именно фирмой. Пей, пей, но в 7 утра будь как «огурец». Кто не «огурец», тот «отрезанный» (на наш лад - «уволенный»). Об увольнении прежде всего узнают банки, так как вся жизнь японца - в кредит, и у банка есть большие сомнения в кредитоспособности уволенного по плохой статье. При этом банки сильно не «чикаются», не оплатил - сразу на помойку с детьми, женой и т.д. Этим повышается ответственность человека перед семьей, работодателем. В нашей российской действительности этого просто так не сделаешь.

Кстати, пенсионная система похожа на нашу, пенсии тоже небольшие (~1000 USD). Если дети не помогают, то пенсионеры уезжают в Индонезию, Малайзию, Китай и на эти деньги живут припеваючи. Но... вдали от Родины.

Вывод: если бы наши заводы в СССР действительно были бы заинтересованы в качестве, в ассортименте и в реальном потребительском спросе, мы бы сейчас жили, как и прежде, в социалистическом государстве с бесплатными школами, здравоохранением и т.д. Но в русском языке «если бы, да кабы» не считается…


Губин Андрей Николаевич

Должность:
генеральный директор ООО «ГУТА-Компани», Владивосто
Сайт:
www.gutaco.ru

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь