Новое в законодательстве о налогах и сборах в части налогового контроля убытков

Любое коммерческое предприятие создается и существует не само по себе, а в контексте общественных товарообменных отношений, поэтому всегда эффект от его деятельности влияет на жизнь общества в целом. При этом общество, государство и собственники бизнеса рассматривают цели создания и существования любого коммерческого предприятия по-разному. Так, для общества важны товары или услуги, производимые таким предприятием, создание рабочих мест, для собственников бизнеса важна прибыль, получаемая предприятием, а для государства – налоги, которые это предприятие уплачивает. То есть результат деятельности предприятия имеет существенное значение не только для собственников бизнеса, но и для государственного бюджета и общества в целом.

Ольга Валентиновна Кузьминская, начальник отдела налогообложения №1 УФНС России по Приморскому краю

В первом полугодии 2013 года экономика края по данным статистики показывает устойчивую тенденцию роста. Оборот организаций, отражающий их производственную и коммерческую деятельность, включающий в себя стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг и выручку от продажи приобретенных на стороне товаров в Приморском крае, составил 544,1 млрд руб. или 104,9% к 6 месяцам 2012 года.

Вместе с тем, по данным той же статистики, удельный вес убыточных предприятий от общего количества крупных и средних организаций увеличился на 4,4 процентных пункта и составил 37,4 (33% в 2012 г.).

Гражданским законодательством определено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. При убыточной же деятельности в течение нескольких лет утрачивается сам смысл существования таких организаций. Деятельность убыточных предприятий и организаций всегда беспокоила налоговые органы.

При этом систематическая убыточность предприятия отнесена к налоговым рискам. Стало быть, организаций, попавших в зону риска, немало – каждое третье предприятие из десяти.

Организация может работать с убытком, но для этого должны быть объективные причины. Например, финансовый убыток, даже на протяжении нескольких лет, может быть связан с развитием производства. Правда, в таком случае должны расти и показатели капитальных вложений, вложений в долгосрочные активы и расходы будущих периодов.

К объективно оправданным убыткам можно отнести и убытки вновь созданных предприятий в период окупаемости. Ясно, что сам по себе факт наличия убытков не позволяет говорить о недобросовестности налогоплательщика, однако наличие убытков должно иметь обоснование. А тот факт, что многие организации в состоянии убыточности работают продолжительное время, ставит под сомнение достоверность декларируемых ими убытков, является признаком искажения показателей деятельности и, естественно, вызывает интерес со стороны налоговых органов.

С целью выяснения причин убытков в налоговых органах созданы и работают Комиссии по легализации налоговой базы. Аналогичные межведомственные комиссии созданы и при главах муниципальных образований и при администрации Приморского края.

В настоящее время налоговые органы руководствуются письмом ФНС России от 17.07.2013 №АС-4-2/12722@. Данное письмо размещено для широкого круга налогоплательщиков в информационных базах данных. В письме четко обозначены критерии, по которым налоговые органы отбирают предприятия для выяснения причин наличия налоговых рисков.

Комиссии созданы для выявления субъектов, которые не полностью отражают в учете хозяйственные операции, бухгалтерская и налоговая отчетность которых является недостоверной, которые применяют необоснованные схемы возмещения НДС, а также для выявления тех субъектов бизнеса, которые выплачивают «серую» зарплату в конвертах либо начисляют зарплату ниже прожиточного минимума.

Также комиссии заслушивают налоговых агентов, которые перечисляют налог на доходы физических лиц несвоевременно. А также на тех, кто завышает расходы (убытки) при подсчете налога на прибыль (к примеру, отношение суммы налога к доходу у производителя должно примерно составлять около трех процентов, для торговли этот показатель оценивается не менее одного процента).

Внимание комиссии может привлечь и сумма рассчитанного к уплате НДС, если размер подлежащего к зачету будет составлять более восьмидесяти девяти процентов. Также во внимание комиссии попадут налогоплательщики, которые снизили уплату НДФЛ более чем на десять процентов, по сравнению с предыдущим периодом. В поле зрения комиссии окажутся и ИП, использующие профессиональный вычет при расчете налога на доходы физических лиц в размере более чем девяносто пять процентов от дохода.

Цель работы комиссий – помочь налогоплательщикам в случае неверного исчисления налоговой базы исправить ошибки, исключить налоговые риски, определить перспективы развития бизнеса и, соответственно, налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.

Комиссии направляют свою деятельность на выявление организаций, работающих по «теневым» схемам выплаты заработной платы, на повышение культуры плательщиков и недопущения выплаты нанимателем «серой» зарплаты и не задекларировавших в полном объеме налоговую базу в налоговых декларациях по другим налогам.

В 1 полугодии 2013 года на заседаниях комиссий по легализации объектов налогообложения инспекциями края заслушано 1398 налогоплательщиков, попавших в зону риска по каким-либо показателям. По 295 (21,1%) налогоплательщикам из приглашенных на заседания комиссий Инспекциями пояснения причин убыточности организаций приняты как обоснованные.

С 2014 года в Налоговый кодекс Российской Федерации вносятся поправки в порядок проведения камеральных налоговых проверок (ст. 88 НК РФ).

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации, в которой заявлена сумма полученного убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.

При этом налогоплательщик обязан представить пояснения получения убытков и вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Таким образом, выяснение и обоснование получения убытков на более ранних стадиях как камеральной налоговой проверки, так при работе комиссий по легализации налоговой базы, позволит налогоплательщику представить пояснения или уточнить налоговые обязательства, тем самым избежать налогового риска и назначения выездной налоговой проверки.



Добавить комментарий

Войти через соцсети