Коммерческая концессия

Коммерческая концессия или, как ее чаще называют в международной практике, франчайзинг является весьма распространенным способом ведения бизнеса с целью эффективного расширения присутствия корпораций-правообладателей на рынках других стран. В рамках договора коммерческой концессии правообладатель передает права на использование фирменного наименования, коммерческого обозначения, товарных знаков, патентов, технологии и способов ведения бизнеса, ноу-хау и т.п.

Договор коммерческой концессии регулируется гл. 54 ГК РФ и является самостоятельным видом договора. Помимо положений главы 54 ГК РФ, к нему применяются нормы законодательства об интеллектуальной собственности, в частности, Закона о товарных знаках, Патентного закона, Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Договор коммерческой концессии заключается в письменной форме и подлежит регистрации в «органе, осуществившем регистрацию юридического лица» (ч. 2 ст. 1028 ГК). С введением в действие закона «О регистрации юридических лиц» и принятием соответствующих правил, такая регистрация должна осуществляться в налоговых органах. Согласно ст. 1036, 1037 ГК РФ, изменение, досрочное расторжение или прекращение договора коммерческой концессии также подлежит регистрации в налоговых органах.

Кроме того, договор коммерческой концессии, включающий передачу прав на использование зарегистрированного в России патента или товарного знака, подлежит регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, созданной на основании Указа Президента от 9 марта 2004 г. №314 на базе Роспатента (далее – Федеральная служба по интеллектуальной собственности). Без такой регистрации договор считается ничтожным (ч. 2 ст. 1028 ГК).

Федеральная служба по интеллектуальной собственности проводит как формальную экспертизу поданных документов, так и экспертизу по существу. Например, проверяется наличие положений о предмете договора (в том числе номер патента или свидетельства на товарный знак), положений об объеме, территории, сроке использования исключительных прав. Также проверяется, включены ли положения о том, что пользователь обязан обеспечивать соответствие качества товаров или услуг, а правообладатель будет контролировать выполнение этого условия.

Без регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности договор считается ничтожным в силу прямого указания в законе (ч. 2 ст. 1028 ГК). Любое лицо может предъявить иск с требованием применить последствия недействительности ничтожной сделки.

Без регистрации в налоговых органах договор не имеет юридической силы в отношении третьих лиц (ч. 2 ст. 1028 ГК). Без такой регистрации стороны договора коммерческой концессии не вправе ссылаться на договор в отношениях с третьими лицами, например, с другими пользователями, нарушающими ограничения по территории, или в иных случаях нарушений прав пользователя или правообладателя. Однако на практике встречаются случаи, когда суды приравнивают регистрацию договоров в налоговых органах к государственной регистрации и рассматривают незарегистрированные договоры как ничтожные сделки в силу прямого указания в законе: несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность (ст. 165 ГК).

Зачастую отношения, являющиеся по содержанию договорами коммерческой концессии, оформляются несколькими договорами – лицензионным, договором аренды, дистрибьюторским (по юридическому содержанию – агентским или смешанным договором), договором комиссии и т.п. Стороны не регистрируют такие договоры в налоговых органах. Полагаю, это довольно рискованная практика.

Кроме того, существуют судебные решения, когда в ряде случаев дистрибьюторские договоры или договоры о совместной деятельности были рассмотрены судом исходя из существа правоотношений и признаны договорами коммерческой концессии. Поскольку стороны не зарегистрировали договоры в государственных органах, то суд признал их ничтожными со всеми вытекающими последствиями. Примечательно, что ни в одном из рассмотренных дел не шла речь о предоставлении прав на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения.

Следует аккуратнее подходить к составлению дистрибьюторских договоров, особенно эксклюзивных, чтобы избежать риска признания их по сути договорами коммерческой концессии с последующим оспариванием положений об ограничении территории продаж или группы потенциальных покупателей. Однако на практике это сложно, так как нет четких критериев разграничения ряда договоров, предметом которых является передача исключительных прав на использование объектов интеллектуальной собственности: например, лицензионного договора или дистрибьюторского с элементами лицензионного и договора коммерческой концессии.

Негативные последствия можно смягчить, тщательнее составляя договор. Можно включить взаимные гарантии сторон, например, о действительности прав правообладателя, его обязательствах поддерживать в силе права на фирменное наименование, товарные знаки, патенты. В интересах пользователя можно также включать положения о невыдаче концессий третьим лицам на территории действия лицензии, о преимущественном праве продления срока договора при соблюдении определенных условий и т.п. Иными словами, можно рекомендовать сторонам быть более изобретательными в составлении договоров там, где законодатель прямо не ограничивает такое юридическое творчество.



Добавить комментарий

Войти через соцсети