Правда и вымысел о японском автопроме

Так как мы живем во Владивостоке, то наша жизнь связана с автомобилями, мотоциклами, спецтехникой, а это значит, с деловыми экскурсиями в ближайшие страны. Каких только историй мы себе ни насочиняли при Советском Союзе. И даже в наше «интернетное» время большинство людей уверенно, что заводов в Японии нет, а если есть, то все они полностью автоматизированы, работают без людей и т.п. и т.д. В силу специфики своего бизнеса (поставка запчастей), я посетил примерно 16 заводов в Японии. Хочу поделиться своими наблюдениями.

Мне очень нравится структура организации занятости населения. Страна аграрно-промышленная. Если проехать Японию с юга на север и с запада на восток, то Вы не встретите ни одной деревушки, чтобы среди домиков, рисовых полей, огородов и теплиц не было бы заводика или заводища (от 100 до 1000 человек). Причем, как правило, равноудаленно от нескольких таких деревушек можно наблюдать один огромный торговый центр и стадион. Работа – работой, а покупки и здоровый образ жизни никто не отменял. Из 16 заводов, которые я посетил, только один завод «BANDO» был расположен в городе Осаке (прямо на территории морского порта). Мои наблюдения показали, что в деревне население работает на сельское хозяйство и промышленность примерно одинаково.

Рассказы, что все заводы работают без людей и они супер автоматизированные, по моему мнению, – фантазии. Везде работают люди, причем если в заводских офисах трудятся примерно 75% мужчин и 25% женщин, то в самом цехе (где производится продукция) все с точностью до наоборот: 75% – женщины, а 25% – мужчины (даже на таком производстве, как штамповочное).

Чем отличаются заводы Советского Союза от японских? Конечно, все заводы намного компактнее из-за дороговизны земли. По значимости заводы оцениваются по таким показателям: стоимость завода, оборот денег за год, количество работающих. Японские заводы даже на Севере работают без отопления. Поэтому смешно видеть, как работяга стоит у станка, а под «энным местом» у него стоит керосинка, и он пытается согреться. Все электропровода, подходящие к станкам, идут через верх и свисают непосредственно к станку с потолка, поэтому из-за их количества иногда противоположную сторону не разглядеть (наш инженер по технике безопасности упал бы в глубокий обморок от такой картины). В цехах присутствует «рабочая грязь», потеки масла, опилки, большая плотность оборудования на 1 м2. На наших заводах это не допускалось. Станки и оборудование совершенно различные по годам выпуска. На заводе «MICRO»-фильтра, очень гордятся прессом 1954 года, изготовленном в СССР (типа «сталинский»!). Правда, от того пресса работает только станина, все остальное в датчиках и концевиках.

Отличие рабочего места. Это не просто станок, это еще и отдельный стол с полным набором мерительного оборудования и образцом выпускаемой продукции (у нас, как правило, только штангельциркуль).

    С рабочего места обязательно просматривается электронное табло, на котором выведены следующие показатели:
  • План выполнения задания в процентах.
  • План-задание в штуках с обратным отсчетом.
  • Количество выпущенной продукции.
  • На всех проходных местах висят многолетние графики примерно такого содержания:
  • Выпуск продукции в количестве.
  • Стоимость отгруженной продукции.
  • План на предстоящий год.
  • Показатель выполнения плана на текущий период.

Все стены украшены идеологическими плакатами, типа: «Брак – это очень плохо», «Смотри за продукцией в оба глаза». Этим самым поднимают дух. «Доска почета» обязательна на всех участках.

Примечательно, что на заводах не бывает склада расходных материалов (не более чем на 2-3 дня работы) и не бывает складов готовой продукции (только партии для отгрузки конкретному клиенту). В шаговой доступности от станков стоит аппарат по продаже напитков, чипсов, сникерсов.

Главное отличие от наших заводов – это тотальный документированный контроль качества. Вот где сразу видно (и по дизайну, по электронике), что измерительное, лабораторное оборудование меняется постоянно. Оно находится, как правило, в специальных помещениях с обязательной фиксацией производимых операций. На моей практике мне ни разу не удалось предъявить претензии к выпущенной продукции.

На практике выглядит это примерно так. Отправляясь в Японию на завод, я задаю своим один вопрос: «Какие претензии имеются к той или иной продукции?» В ответ от своих клиентов слышу, что, по словам «одного знакомого слесаря (рукастого, головастого и т.п.)», деталь плохая и скорее всего не японская. Приехав на завод, для проверочки японцам на словах предъявляю эти устные претензии. По этому поводу сразу собирается большое количество людей и проводится рабочее совещание. Поднимают документы, когда и какую партию мы купили. Далее прибегает менеджер по качеству с большой папкой документов, моментально находят ту партию, где якобы у меня был брак, и торжественно прикладывают лист лабораторных испытаний, где все сразу понятно, что все изготовлено с большим запасом прочности. Долго пытаются убедить, что брака просто не может быть…

Продолжение следует



Добавить комментарий

Войти через соцсети